Best Office Awards

Аэропорт "Кольцово"

фото аэропорт "кольцово", дизайн аэропорт "кольцово"

Дизайн и комфорт бизнес-класса

О проекте

Адрес: г. Екатеринбург, ул. Спутников, д. 6

Авторы проекта: Борис Воскобойников, Дмитрий Овчаров, Мария Ахременкова, Елена Потемкина, Виктор Колупаев

Архитектурная группа: Мария Насонова, Елена Мерцалова, Маргарита Корниенко

Светодизайнер: Георгий Келехсаев

Управление проектом: Дарья Туркина

Площадь реконструкции зала вылета: 6 000 кв. м

Проектирование и строительство

Проектирование: Nefaresearch (в настоящий момент - студия Бориса Воскобойникова VOX Architects и бюро Дмитрия Овчарова Nefa Architects

Производители и поставщики

Мебель: PROOF, SMARIN, MOROSO, EDRA, EXTREMIS, VONDOM, поставщик - PROGETTI STUDIO

Поставка светильников общего освещения: ТРИНОВА

Стойки из кориана: Smile

Когда архитектурная студия Nefarasearch получило заказ на проектирование VIP-зала в екатеринбургском аэропорту, руководство так впечатлили эскизы архитекторов, что оно тут же предложило им следующий заказ – реконструкцию зала вылета внутренних линий.

Для большинства из нас зал вылета аэропорта – символ начала отпуска, каникул, путешествий и т.п. Есть и другая категория пассажиров: для бизнесменов и сотрудников крупных компаний перелеты стали частью будней. Такие деловые люди летают в командировки два, три, а то и четыре раза в месяц, и это не назовешь легкой долей. В этом случае те полтора-два часа, которые они проводят в аэропорту между регистрацией и вылетом проходят как полноценная составная их рабочего дня, а зал вылета превращается в своеобразный офис.

При проектировании интерьера аэропорта архитекторам важно было продумать сценарии разного времяпрепровождения – служит ли оно вступлением для отдыха, составляет ли часть трудовых будней или относится к бесчисленному количеству других вариантов, какие жизнь выдумывает для нас в изобилии. Но как бы там ни было, в ожидании рейса человек может отдыхать, работать или развлекаться, а развлечением в условиях аэропорта может быть шоппинг или еда. Таким образом, помимо технического задания, полученного от заказчика, именно эти размышления стали отправной точкой при зонировании зала вылета. Он занимает один этаж очень вытянутого, прямоугольного здания аэропорта. В это пространство архитекторы внедрили три овальные в плане структуры, ограниченные сложными пространственными стенами.

Центральный овал – самый большой по площади, здесь расположены бары и фаст-фуд, и здесь можно не только поесть, но и поработать за ноутбуком или просто отдохнуть на удобном диване с чашкой кофе. Прозрачная ширма-стена этой зоны составлена из декоративного плетения белых труб, которые авторы не без иронии называют макаронами (ну общепит же!).

Стены двух других овальных зон имеют кристаллическую структуру с акцентированными цветом входами и набраны из перфорированного алюминия, цветного и белого стекла. Здесь расположены шопинг-зоны – с одной стороны собраны магазины известных марок, с другой находится Duty Paid.

Другим структурирующим вытянутое пространство зала объектом стала VIP-зона. На ее первом уровне находится бар и места для отдыха; на втором, антресольном – переговорные комнаты и комфортабельные, оснащенные душевыми санузлы. В решении этой зоны присутствует литературная составляющая, что, в общем-то, не характерно для архитектуры, но в данном случае становится удачной аллюзией, подсказывающей способ организации пространства.

Дело в том, что объем сложной формы, помещенный в центре, символизирует Уральские горы, а вставки витражного стекла в нем – уральские самоцветы. По структуре он напоминает лабиринт или набор соединенных между собой тоннелей. Внутри тоннели наполнены теплым светом и отделаны деревом – здесь находятся уютные разнообразно устроенные релакс-зоны.

Снаружи лабиринт окрашен в серо-зеленые цвета, а его фактура шероховатая – для отделки поверхности применены протравленная медь и художественная штукатурка.

Контраст холодного и теплого света и цвета буквально затягивает посетителя внутрь «недр», а сам лабиринт позволяет ему на сравнительно небольшом пространстве пережить разнообразные средовые ощущения. В целом эти «уральские горы» представляют собой аттракцион, полностью при этом функционально осмысленный.

Поставленные группами кресла для отдыха разнообразного дизайна – то с высокими спинками, то с вмонтированным индивидуальным светом, то с возможностью трансформации – продолжаются и за пределами тоннелей. Здесь мы также видим множество интересных дизайнерских решений, придающих шарм и статус зоне для пассажиров бизнес-класса.

Например, пластика стены со встроенными светильниками, где свет присутствует в двух слоях, а направление луча задается рельефом поверхности, или световая линия, дублирующая форму парапета и ведущая посетителя на антресоль.

Остальное пространство зала вылета структурировано посредством цвета. Для этого архитекторы выбрали теплую гамму от желтого до глубоко-терракотового, а в контраст, для оживления впечатления, добавили еще ярко-алый и голубой. Разноцветные полосы разной ширины проходят через весь зал, окрашивая стены, несущие колонны, которые стоят здесь с довольно широким шагом, и потолок, видимый сквозь переплетение технических коробов, труб и реечный настил, графично уложенный со сбивкой ритма.

Пол во всем зале наоборот, единый, из полированного бетона. Вдоль панорамных окон тянутся ряды кресел зала ожидания; открывающийся оттуда вид на летное поле оживляют полосы цветного стекла, а в солнечную погоду яркие блики от них наполняют весь аэропорт, что радует глаз и сердце – куда и зачем ни летел бы пассажир, он должен вступать на борт самолета с легкой душой.

Борис Воскобойников
Архитектор, студия Nefaresearch

Мы поставили перед собой задачу встряхнуть монотонное пространство интерьера, уйти от рутины и сонного безразличия, столь часто царящего у нас в казеных учереждениях и дать заряд уверенного позитивного восприятия окружающей действительности. Как говорил Алвар Аалто: "Задача архитектора — возрождать правильный порядок ценностей… Пытаться очеловечить век механизмов — до сих пор является его первостепенным долгом. Но при этом важно не забывать о форме. Форма — это мистерия, которая не поддается описанию, но приносит людям удовольствие".

Дмитрий Овчаров
Архитектор, студия Nefaresearch

Построенный в 90-е годы екатеринбургский аэропорт понравился нам своей ясной архитектурой подлинного модернизма, поэтому мы с большим удовольствием работали в его пространстве. Нам симпатичны там даже такие детали, как шероховатая поверхность бетона несущих колонн, которую мы очистили от наслоений, открыли для обзора и окрасили в разные цвета. P.S. Отдельную благодарность при создании проекта и его реализации, выражаем Анне Пугачевой.