Заказчиком проекта нового офиса в Москве выступила компания ABB – шведско-швейцарская корпорация, специализирующаяся в сферах электротехники, энергетического машиностроения и информационных технологий. Во всем мире ABB известна благодаря своим двигателям, генераторам, электрооборудованию, промышленным роботам и системам защиты, обслуживания и автоматизации энергообъектов. Много внимания компания уделяет охране окружающей среды и энергоэффективности.
Воспользовавшись экономической ситуацией на рынке, компания смогла позволить себе переезд в здание класса «А», а также реализовать некоторые аспекты глобальной стратегии Next Level, принятой в головном офисе мирового ABB. Кроме прочего, программа подразумевает концептуально новую систему организации рабочего пространства, получившую название «Офис-2020» - по году окончания ее реализации. Новая концепция основана на принципах доступности, прозрачности и открытости, и включает в себя такие шаги как увеличение процента свободных рабочих мест в офисе, правило «чистого стола», переход на электронный документооборот и другие.
Внедрение принципов проекта «Офис-2020» было затруднительно в прежней штаб-квартире, так как помимо основного рабочего процесса в нем проходило обучение клиентов со всей России. Постоянные потоки посетителей и громоздкое обучающее оборудование, требующее особых технологических условий, значительно усложняли работу сотрудникам и обременяли список требований по обеспечению безопасности. В этой связи было принято решение о функциональном разделении рабочих пространств. Инновационный учебный центр ABB получил отдельную площадку – в Технополисе «Москва» на Волгоградском проспекте.
Бизнес-задача
Перед архитекторами MAD Architects была поставлена задача организовать эргономичное, максимальное открытое рабочее пространство, отвечающее требованиям новой программы глобального развития компании. Заказчик определил достаточно сжатые сроки: от момента начала работы над проектом до переезда прошло чуть больше четырех месяцев.
Организация пространства
Новая штаб-квартира расположилась на четвертом и пятом этажах, бизнес-центра ICube на Нахимовском проспекте. На пятом архитекторы разместили зону ресепшн и административные структуры: кабинеты топ-менеджмента, а также юридический, финансовый департаменты и IT-зону на 20 мест. Здесь же располагается конференц-центр для проведения собраний, презентаций и мастер-классов.
Сотрудники различных бизнес-направлений разместились на четвертом этаже, рабочие зоны которого организованы по принципу open space. Каждому из бизнес-направлений выделено определенное количество рабочих мест в едином пространстве, так называемый neigbourhood. Около 10% рабочих станций здесь не закреплены за определенными людьми и бронируются через консьерж-службу. Ими пользуются сотрудники, большую часть времени проводящие вне офиса. В будущем компания планирует увеличить долю свободных станций до 70-90%.
Для проведения переговоров, внутренних встреч, уединенной работы и неформального общения архитекторы предусмотрели в новом офисе множество разнообразных площадок. Помимо традиционных переговорных комнат, размер которых можно менять с помощью мобильных перегородок, здесь есть небольшие помещения для работы команд специалистов (team rooms), а также зоны для неформального обсуждения рабочих моментов и небольших производственных совещаний (коллаборационные зоны).
За высокими яркими спинками диванов скрывается еще один тип рабочих пространств. Здесь, отгородившись от окружающих и подключившись к сети, можно провести небольшую встречу с коллегами или поработать в одиночестве. Помимо этого на каждом уровне офиса архитекторы расположили «телефонные будки» для приватных звонков.
На каждом этаже нового офиса предусмотрены кухни, где сотрудники могут сделать себе чашку чая или кофе, разогреть еду, пообщаться с коллегами. Для записи идей и их наглядного обсуждения на стеклянные перегородки нанесена маркерная пленка. Правда, засидеться на кухне не получится – вместо привычных столов помещение оборудовано высокими столиками, за которыми можно только стоять. Желтый цвет фасадов кухонной мебели ярко выделяется на темно-серой стене, декорированной горизонтальными деревянными рейками. Они также имеют практическое назначение: на них можно прикрепить объявление или информационную листовку.
Туалеты расположены в центре каждого этажа и имеют входные двери с двух сторон. Для людей с ограниченными возможностями оборудована отдельная кабинка.
Для сотрудников с гибким графиком или приезжающих в офис на велосипеде в офисе предусмотрена душевая.
Рядом с выходом из грузового лифта архитекторы предусмотрели небольшое огороженное пространство. Таким образом доставка в офис грузов любых размеров не причиняет беспокойства сотрудникам.
Дизайн-идея
В основу оформления новой штаб-квартиры лег брендбук компании ABB, продиктовавший цветовые решения, а также тематические паттерны. В офисе практически нет глухих стен, вместо них в поддержание идеи открытости – стеклянные перегородки и двери.
Зона ресепшн получилась достаточно строгой: белой с черным прямоугольным обрамлением стойки. Декоративное панно с изображением земного шара – также «цитата» из корпоративного брендбука. Интегрированные в него светодиодные «электросети» перекликаются с рисунком ломаных линий потолочного освещения и создают иллюзию глобального проникновения.
Рабочие зоны выделены в пространстве элегантным темно-серым ковролином и белыми потолочными панелями. В проходных и гостевых зонах ковровую плитку украшает динамичный рисунок, а потолочные коммуникации открыты и выкрашены в цвет графита. Яркими пятнами на строгом монохромном фоне выделяются желтая зона кухни, голубые диваны ресепшн, многоцветие обивки митинг-пойнтов и пуфов.
«Умный дом»
Являясь одним из лидеров рынка в области энергоэффективности компания ABB не могла обойти вниманием в данном аспекте свою российскую штаб-квартиру. В новом офисе самим заказчиком установлена система «умный дом», в автоматическом режиме контролирующая уровень освещенности и терморегуляцию помещений. Яркость светильников, освещающих рабочие места, изменяется в зависимости от насыщенности естественной инсоляции. Система также отвечает за работу проекторов, штор в переговорных комнатах и, в перспективе, всех электроустановочных изделий собственного производства.
Александр Баймиев
автор проекта, главный архитектор бюро MAD Architects
Компания ABB недавно провела ребрендинг, появились новые цвета, интересная корпоративная графика, отражающая дух и направление деятельности компании, были сформированы новые требования к организации пространства. Было интересно совместно с заказчиком вникать в тонкости новых требований и реализовывать их, учитывая особенности российского характера офиса. Рабочие зоны спланированы в строгой прямоугольной сетке, обеспечивая максимальное удобство для взаимодействия рабочих групп, а общие зоны, сконцентрированные ближе к ядру здания, мы "поломали", добавили динамику линейным освещением и геометрией объемов помещений. Благодаря этому офис выглядит динамичным, строгим, но не скучным.
Мария Николаева
глава архитектурного бюро MAD Architects
В данном проекте наиболее важно и ценно то, что заказчик обратился к нам не просто за тем, чтобы мы спроектировали новый офис. На данном этапе компанией четко сформулированы основные направления развития, предусматривающие множественные изменения в организации труда. Некоторые из них уже реализованы, а многие лишь предстоит претворить в жизнь. Таким образом, нашей основной задачей было заложить в новое рабочее пространство возможность преобразований в соответствии с дальнейшими шагами по внедрению программы «Офис-2020». Фактически в новой штаб-квартире мы запрограммировали будущее компании. Это невероятно ответственно.
Татьяна Сухорукова
административный менеджер ABB
Наш старый головной офис создавался по последнему слову техники, но было это 10 лет назад. С тех пор многое изменилось и, прежде всего, изменилась сама компания. Определение трех основных направлений развития – прибыльный рост, упорный труд и кросс-дивизиональное взаимодействие – повлекло за собой, кроме прочего, и повышение требований к рабочему пространству. Новый офис полностью отражает наше концептуальное видение того, как должно быть организовано пространство, и удовлетворяет поставленным задачам – сейчас и на перспективу.
Проект-номинант премии Best Office Awards 2017!
Приобрести билеты на церемонию награждения по специальной цене
Регистрация на форум Business & Design Dialogue 2017