ВТБ 24 — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. 99,9 % акций в уставном капитале ВТБ24 принадлежит банку ВТБ — российскому коммерческому банку c государственным участием. Это второй по величине активов банк страны и первый по размеру уставного капитала.
Бизнес-задача
В центральном офисе банка необходимо было полностью переоформить этаж Правления, но при этом сохранить имеющуюся планировку. Еще с советских времен, когда в здании находилось одно из союзных министерств, здесь сохранилась соответствующая обстановка. Руководство хотело, чтобы новые интерьеры отражали корпоративную философию банка: приверженность передовым трендам, устремленность в будущее и одновременно дань уважения предпринимательским и меценатским традициям.
Организация пространства
Этаж, на котором предстояло работать авторам проекта, в плане повторяет трехчастную структуру всего здания: П-образный коридор с расположенными вдоль него справа и слева кабинетами. В центральной части — холл.
Перепланировка, по условиям заказа, не предусматривалась. Поэтому авторы проекта решили наполнить уже имевшуюся структуру новым смыслом и создать в коридорах атмосферу настоящего музея. Так была разработана концепция Genius loci — «Гений места». На стенах холла и коридора размещена инфографика об истории района вокруг Мясницкой улицы — о зданиях, как сохранившихся, так и нет, и исторических персонажах: поэтах, художниках, музыкантах, предпринимателях, ученых — чья жизнь была связана с ними. В холле есть карта района, где отмечены все упомянутые в экспозиции постройки.
Не имея возможности менять планировку, авторы проекта использовали свет как инструмент для оптической «лепки» пространства. В холле особую роль играет светодиодная стена с логотипом банка: она создает эффект открытой перспективы. Свет от нее и встроенных линейных светильников на потолке отражается в стеклянных панелях, закрывающих стены. За счет этого холл кажется шире и больше.
Глубину пространству холла придает и способ подачи информации в рамках концепции «Гений места»: здесь изображения расположены непосредственно на стенах, текст же нанесен на стеклянные панели способом керамопечати. Панели при этом отстают от поверхности стены на 5 см, за счет чего общий вид инфографики производит 3Д-эффект.
В коридорах, напротив, создана камерная, музейная атмосфера: споты выхватывают напечатанные на темном фоне стен по принципу граффити тексты и изображения, как бы приглашая к их изучению.
Дизайн-идея
Авторы проекта сыграли на столкновении современных, даже брутальных материалов и атрибутов классики, чтобы передать идею присутствия элементов прошлого в настоящем. Фактура и антрацитовый цвет венецианской штукатурки контрастирует с белыми филенчатыми дверями и фрагментами белоснежных античных пилястр. Свою долю в игру контрастов вносит и напольное покрытие — ковролин с рисунком под светлое дерево.
Авторы сознательно выбирали более легкие отделочные материалы, чтобы не слишком нагружать перекрытия в здании, построенном в начале 1980-х.
В отличие от камерной музейной атмосферы в коридорах, в кабинетах созданы светлые, современные, но при этом достаточно консервативные и по-деловому сдержанные интерьеры. Тема прошлого и здесь присутствует фоном в виде хрустальных потолочных светильников и лепных карнизов.
Ирина Исмаилова
начальник управления маркетинговых коммуникаций Департамента маркетинга ВТБ24
В оформлении седьмого этажа были изящно решены и функциональная задача, и идеологическая: банк получил удобное и комфортное рабочее пространство, в котором отразился характер бренда, — благодаря концепции Genius loci. Таким образом, седьмой этаж стал своего рода проекцией Мясницкой улицы и Чистых прудов с их богатым историческим прошлым.
Олег Николаевский
главный архитектор, архитектурное бюро AtON
Меня с детства привлекали музеи. Я мог проводить в них часы напролет. Необычное музейное освещение делало для меня это пространство особенно привлекательным. Выхвачено только самое важное и интересное. Все тривиальное исчезает в темноте. В данном проекте вместе со специалистами из L1 group и Erco мы работали над воспроизведением именно этого ощущения. Самой большой трудностью было найти баланс между тремя типами света, которые мы использовали в коридорах проекта: камерным точечным освещением выставки, техническим освещением основного пути эвакуации, которое, по нормам, должно быть достаточно ярким, и фоновым светом от хрустальных люстр.
Проект-номинант премии Best Office Awards 2017!
Приобрести билеты на церемонию награждения по специальной цене
Регистрация на форум Business & Design Dialogue 2017