Выставочная, образовательная, научная и издательская деятельность Музея современного искусства «Гараж» отражает актуальные процессы в русской и международной культуре. История музея началась в Бахметьевском гараже, построенном по проекту Константина Мельникова. Не удивительно, что одним из важных элементов ДНК «Гаража» стало особо бережное отношение к архитектуре, что нашло отражение в офисе компании.
Бизнес-задача
Вторая очередь строительства офиса в связи с расширением штата и направлений деятельности музея. Стремление уважать исторический контекст, поиск решений, которые превращают обыденное место работы в творческое пространство.
Организация пространства
В середине 2012 года Музей современного искусства «Гараж» принял решение о переезде в Парк Горького, где ему выделили часть пустующего здания 1893 года постройки. Помещения очистили от поздних наслоений, обнаружив под гипсокартоном гигантские лестницы, а под поздней кирпичной кладкой – великолепные окна. В ходе работы были восстановлены проемы: несколько окон-иллюминаторов и выходы в парк.
Структура уже освоенных четырех этажей штаб-квартиры легко просматривается: несколько открытых рабочих пространств расположены на разных уровнях, каждое подразделение обособлено, но при этом имеет возможность постоянно взаимодействовать с остальной командой. Подкровельное пространство используется как дополнительный этаж.
Подкровельный этаж, первая очередь
Кабинет директора «нависает» над всем офисом. В основном в офисе организованы закрепленные рабочие места. Существует несколько переговорных комнат для командной работы.
Дизайн-идея
Наслоение эпох ощущается и в интерьере: в исторический остов здания инсталлированы современные скульптурные объемы, разные по форме и фактуре – каждый из них имеет свою функцию. На фоне арок судоремонтного завода стоит современная мебель с поверхностями из терраццо, а конструктивистские лестничные марши с окнами-иллюминаторами соединяют между собой рабочие блоки.
Работая в здании с такой историей, пришлось решать множество технических задач: несущие конструкции еще на первом этапе освоения здания существенно укрепили металлическими обоймами – эти элементы намеренно не замаскированы, чтобы следы разрушения и восстановления оставались видимыми, а вместе с ними и процесс развития здания.
Крыша собрана заново: новые фермы, идентичные прежним по форме, сделаны из клееного бруса.
Офисная модель
Полина Литвиненко
ведущий архитектор проекта
Работа над офисом была напрямую связана с исследованием здания, в котором он располагается. Завораживает, что это здание способно оставаться незаметным, находясь в очень оживленном месте.Те немногие, кто останавливает на нем взгляд, обнаруживают странные детали: ведущие в никуда лестницы, длинные фасады с заложенными окнами. Мало кто знает, что за этими фасадами в самом центре постройки на месте кинозала, разрушенного взрывом снаряда, растут деревья. В процессе проектирования и работы над книгой о здании, которые велись параллельно, нам открывались все новые детали: дореволюционные арки, заложенные проемы, необычные конструктивные особенности. Наши проектные решения построены на аккуратной инсталляции новых функциональных блоков в существующее историческое обрамление: каждый из этих блоков имеет свой характер.
Вера Одынь
архитектурное бюро FORM
Лучше понять, из чего вырос офис и как параллельно консервировалось здание, помогает история. У здания, в котором располагается офис «Гаража», она непростая: оно много раз перестраивалось, во время Великой Отечественной войны в него попала бомба, а интерьеры многократно трансформировались. Кирпичный остов здания сохранился от Судоремонтного завода, построенного в 1893-95 годах по проекту архитектора Сергея Шервуда. Железобетонные перекрытия появились в середине 1930-х в кинотеатре, который был реализован по проекту советского архитектора Василия Войнова и бразильского архитектора Родриго Дакосты. Часть здания, отведенная под офис «Гаража», с 1990-х была приспособлена под офис и склады сантехнической компании «Контек», и в 2012 году выглядела как типичный офис рубежа 1990 – 2000-х: пространство с клетушками из гипсокартона, многослойными потолками и остатками бетонных оснований для бассейнов.
Ольга Трейвас
архитектурное бюро FORM
Здание имеет интересную историю и представляет собой пространственно-временной тетрис. В разное время работу над ним вели архитекторы С. Шервуд, А. Щусев, Эль Лисицкий, В. Войнов, бразилец Р. Дакоста, а в качестве художников были задействованы А. Дейнека и братья Стенберги. Мы приложили руку к зданию, которое уже пережило запустение и застройку в 1990-е и 2000-е. По сути, мы реанимировали структуру 1930-х, приспособили ее под нужды и творческую атмосферу музея и вскрыли архитектурные слои, существовавшие до нас. Во время работы мы раскопали так много исторических сокровищ, что решили вывести работу над офисом на новый уровень: весной выходит книга об этом проекте – большое совместное исследование Музея, историков и архитекторов FORM.
Проект-номинант Best Office Awards 2018!
Приобрести билеты на церемонию награждения Best Office Awards 2018 и зарегистрироваться на форум Business & Design Dialogue 2018.