Яндекс – российская транснациональная компания, зарегистрированная в Нидерландах и владеющая одноименной системой поиска в Сети, интернет-порталами и службами в нескольких странах.
Бизнес-задача
Расширение штата сервисов компании, переезд некоторых подразделений в БЦ «Аврора» (Москва). Перед архитекторами была поставлена задача отойти от сложившегося в компании дизайн-кода и найти новый облик для комфортной и эффективной работы команд разработчиков при минимальных вложениях в недвижимость.
Организация пространства
Изначально заказчиком было принято решение не брать в аренду все площади сразу (около 10 тысяч кв. м на пяти этажах БЦ «Аврора»), а двигаться постепенно, этаж за этажом. Проектирование осуществлялось в кратчайшие сроки в три этапа в зависимости от сроков выезда предыдущих арендаторов.
Арендовали три этажа в корпусе A (их заняли avto.ru, Яндекс. Такси и Медиасервисы – Кинопоиск, Яндекс. Музыка, Яндекс. Афиша, Телепрограмма). В корпусе Б один этаж заняла административная служба, второй – быстро растущий бизнес-юнит Яндекс.Такси. В ходе работ потребовалось организовать проем в капитальной стене для перехода между зданиями.
На всех этажах типичная современная планировка офисного пространства. Есть центральное ядро с лифтовыми шахтами, вокруг него организован open space с лаунджами, кофе-поинтами, переговорными, кабинетами руководителей, зонами отдыха и stand-up meetings.
У классического open space есть важный нюанс. Необходимо было создать открытое рабочее пространство для команд, которые были бы изолированы друг от друга, но нельзя было делать так, как, например, в офисе «Яндекса» на «Красной розе», где подразделения отделены друг от друга стеклянными перегородками. Там заказчик столкнулся с тем, что при плотной рассадке сотрудников образуется много пустующих зон и проходов, а поменять ничего нельзя из-за стационарных перегородок, которые завязаны с дизайном и всей архитектурой офиса. Так что в новом офисе попросили отказаться от больших пустующих пространств, оптимизировать площадь с возможностью варьировать планировку, и все это с минимальными временными и финансовыми затратами. Так родилась концепция с передвижными мебельными элементами, которые разделяют пространство.
Компания Officeproject сделала несколько офисов, которые действительно работают по agile-технологии, а не просто заявляют об этом. К ним можно отнести и новый офис «Яндекса». Здесь, например, выделены зоны stand-up meetings. В «Яндексе» много таких зон, все они разнообразные, с маркерными поверхностями, но они не насыщены технологиями и больше предназначены для коротких встреч и обсуждений.
Дизайн-идея
Стиль нового офиса определили, как современный неформальный – «типичный "гибкий" молодежный офис для IT-компании». Тогда как планировка повторялась на каждом этаже, дизайн прорабатывался тщательно для каждого подразделения. При этом стояла задача, чтобы стилистически офис смотрелся единым целым. Отличительной его чертой стала мебель и «альковы» из фанеры, сделанные по индивидуальным чертежам.
«Фирменные» приемы, по которым всегда узнавался офис «Яндекса» – сложные геометрические формы, яркие шторы и цветные полосы на наливном полу – сменил серый и черный цвет. Новый офис получился более «взрослым».
Радикально новую темную палитру выбрали фокус-группы, сформированные от каждого подразделения. Особенно интенсивно черный использовали в интерьере «Яндекс.Такси», сотрудники которого категорически отвергли цветовые акценты. Камерность их интерьера подчеркнули абажуры на рабочих столах.
Для всех подразделений искали разные образы переговорных, особенно они отличаются у «Медиасервисов». Здесь использовали тематический подход: одна переговорная решена в белом цвете с театральными декорациями, другая выполнена по мотивам «Твин Пикс» с красными шторами, есть и «музыкальная» - со светильниками в виде барабанов.
Назначение амфитеатров-кинозалов в офисе тоже разное, отвечающее пожеланиям фокус-групп. Для Медиасервисов сделали кинозал с акустическими панелями для просмотра фильмов, для авто.ru организовали «тусовочную» зону – кофе-поинт и открытый амфитеатр с видом на «Дом Музыки».
Бюджетные ограничения потребовали максимального сохранения существующих инженерных систем предыдущих арендаторов, в частности, потолки оставили открытыми.
В настоящее время компания «Яндекс» продолжает расширяться в БЦ «Аврора», арендуя новые пространства.
Денис Лобанов
главный архитектор проекта, Officeproject
Поскольку переезжали совершенно разные департаменты – ЯТакси, Авто.ру, Медиасервисы, инженеры и администрация, то и дизайн делался уникальным для каждого этажа. В этом-то и была главная сложность: по сути, это был не один большой проект, а пять разных. Типовыми на всех этажах были только туалеты и мебель в кухнях и в open space. Из-за необходимости скорейшего переезда на освобождающиеся площади было принято решение разрабатывать всю техническую документацию, не дожидаясь финализации решений по интерьерам. Это нарушение технологии проектирования, на которое нужно идти осознанно с пониманием возможных последствий. Как нам кажется, все со своей задачей справились, офис получился привлекательным, и в нем действительно приятно находиться.
Проект-номинант Best Office Awards 2019!
Билеты на премию и предварительная регистрация на форум 30 мая