Best Office Awards

Мультимедийный пресс-центр РИА Новости

фото мультимедийный пресс-центр риа новости, дизайн мультимедийный пресс-центр риа новости

Новые мультимедийные залы знаменитого пресс-центра были созданы с применением самых передовых решений

О проекте

Заказчик: РИА Новости

Адрес: Зубовский б-р, д. 4

Сроки реализации: 2009 - июль 2011 гг.

Проектирование и строительство

Проект здания: Моспроект-4 (МНИИП), архитекторы В. Антонов, И. Виноградский, А. Дубровский, Ю. Калмыков, В. Орлов, конструкторы М. Берклайд, С. Хаджибаронов

Проект интерьера с размещением Мультимедийного пресс-центра: арх. бюро Arch4

Руководитель проекта, партнер Arch4: Иван Чувелев

Главный архитектор проекта, Arch4: Григорий Сорокин

Подбор мебели, отделочных материалов, 3d- визуализация: архитектор Георгий Трофимов

Генеральный подрядчик: СК Гарант

Системы вентиляции и кондиционирование: проект - инженер Олег Петров, реализация - Бриз-Контроль

Производители и поставщики

Оборудование сцены: компания

Телевизионное оборудование: Atlantis communications

Системы мультимедиа: Денис Шевченко, компания Аврора

Светотехнический консалтинг и поставка оборудования: SPECTOR LAB

Светильники: Zumtobel, Modular, Targetti, Sylvania

Светильники на стенах большого зала: XAL (поставка - Light and design)

Акустика: проект - Federico Cruz-Barney; Андрей Брусков

Акустические панели: Akustic/Raum

Пожаростойкие двери: Schörghuber

Перегородки: Triplan

Трансформируемые перегородки: Dorma

Трибуны в малом конференц-зале: Maier Metallbau

Потолочные панели большого зала: Décor-City ( Москва)

Подвесные потолки: Sonogamma (гипс), SAS ( металл)

Напольное покрытие: Interface (поставка ОПУС-Контракт) , наливные полы DBSG

Материал отделки стен: плитки натурального камня (поставка - ARTISHOCK)

Отделка стойки рецепции, колонны, лестница: Dupont Corian

Мебель: кресла в большом зале Figueras и кресла в лаунже Offecct (поставка - Pronto-seating)

Здание РИА Новости проектировали к Олимпиаде-80, чтобы организовать в нем современный пресс-центр. Постройка, выполненная в стилистике модного тогда брутализма, была сделана на совесть и имела хорошее техническое оснащение. Однако за тридцать лет использования внутренняя планировка претерпела многочисленные переделки, так что вполне логичная структура во многом утратила свою функциональность. В годы постсоветской эксплуатации многое переделывалось «хозспособом»: были возведены гипсокартонные стены, появились новые инженерные трассы для серверных, что-то было заменено и т. д. Но самое главное - инженерные системы давно исчерпали свой ресурс.

Масштабная задача по созданию новых, мультимедийных залов пресс-центра, была настолько сложной, что потребовалось объединить усилия самых разных организаций. Перед началом работ специалисты из НИИ бетона и железобетона им. А. А. Гвоздева и ЦНИИ Строительных конструкций им. В. А. Кучеренко выполнили инженерную экспертизу оснований и фундаментов, привлеченные зарубежные эксперты разработали рекомендации по сценографии пространства залов и улучшению акустики. Комплексный проект включал демонтаж устаревших систем вентиляции и инженерии и установку новейшего оборудования. Чтобы сформулировать ТЗ перед началом работ, необходимо было провести тщательное исследование расположения коммуникаций, трасс. Подробные описания были составлены по системам отопления и вентиляции.


Архитекторам предстояло разработать интерьерное решение, которое позволяло бы проводить несколько конференций одновременно, создать ультрасовременный мультимедийный зал, способный интегрировать самые передовые технологии будущего, аналогов которому в России не было. Фактически, нужно было спрогнозировать, как может измениться формат проведения конференций, какой должна быть сценография, ведь залы должны служить как минимум лет двадцать. По словам руководителя Арх4, Ивана Чувелева, «мы изначально были настолько далеки от этой темы, что в некоторых случаях не знали, что «так делать нельзя». Но это в конце концов оказалось во благо и помогло проекту сдвинуться с мертвой точки. После многочисленных обсуждений со специалистами из самых разных организаций, были сформулированы идеи, которые затем сообща же и дорабатывались.


К разработке предпроектной концепции решено было привлечь иностранных специалистов, так как в России никто ничего подобного не делал. Новый конференц-зал - это не телестудия, а мультимедийное пространство, в котором параллельно создается видеоряд, работают журналисты, которые должны быстро передавать информацию в новостные ленты, функционирует wi-fi и пр. Совершенно разные задачи предполагали продуманные режимы освещения, устройство комфортных мест, решения проблемы с акустикой. Как будут развиваться мультимедийные средства журналистики в будущем - большой вопрос.

Потому изначально хотели сделать зал с максимальными возможностями трансформации - чтобы разные его части могли независимо подниматься, кресла - убираться в стены и т. д., чтобы зал можно было бы гибко адаптировать к любым изменениям. Кроме того, приходилось учитывать, что здание находится на Садовом кольце, интенсивность движения по которому сильно отличается от той, которая была в 1980 году. Несмотря на то, что в конференц-зале нет окон, замер уровня шума давал 40 дБ без работы вентиляции - бетонная конструкция с перегородками легко передавала шумы во все стороны. Так что одной из задач было улучшение акустики.

К разработке концепции Arch4 привлекли французского архитектора Ксавье Фабра, который занимался проектированием единственной введенной в эксплуатацию части Мариинского театра. В оформлении интерьеров наиболее близкими к тому, что хотелось видеть руководству РИА Новости, был зал театра Оперы и Балета в Копенгагене и новый оперный театр в Осло. К концу 2009 г. была подготовлена документация с несколькими вариантами переоборудования большого конференц-зала.

Для заказчика важно было получить возможность параллельно проводить конференции разного масштаба. Поэтому среди прочих рассматривали даже вариант с перегораживанием зала. В итоге было разработано три различных варианта и три предложения по бюджету. В них учли максимум составляющих: количество людей, варианты их размещения, площадки, где оптимально поставить камеры с учетом шага опор, углы съемки, нюансы акустики, наличие просторной гардеробной и вестибюля, из которого журналистам было бы удобно быстро отправлять информацию.

От глобальных трансформаций было решено отказаться, так как монтаж дополнительного оборудования существенно уменьшал число посадочных мест в большом зале. Впрочем, в окончательном виде необходимая трансформация возможна: кресла можно убирать. Интересно, что в тендере на кресла в конференц-зале снова, как и в 1980 г., победила компания Figueras (Испания) (поставка и монтаж были организованы Pronto-seating).

Григорий Сорокин
Главный архитектор проекта, Аrch4

«Комплекс мероприятий, заложенных в проект, предполагал полную замену оборудования и ремонт того, которое остается. Для всех залов, где проходят пресс-конференции, очень жестко были прописаны требования к акустике. Транзитные воздуховоды мы постарались распределить, в необходимых местах поставили виброакустические прокладки. Сильно облегчило задачу проектирования наличие подвала под помещениям: мы все-таки могли что-то протягивать, поднимать коммуникации в необходимых местах (это касается вентиляции). Однако были и сложности - наш этаж является транзитным, через который проходят эти же трассы на другие этажи. Поэтому в третьем конференц-зале, чтобы соблюсти все рекомендации по звукоизоляции колонн, прописанные французами, пришлось изрядно потрудиться. Хочу отметить прекрасную работу специалистов компании Бриз-Контроль».

Георгий Трофимов
Архитектор Retrofuturizm

"Дополнительная сложность при подборе материалов и мебели в конференц-залы заключалась в том, что они должны хорошо смотреться и в реальном пространстве и на экранах телевизоров. Поэтому все детали интерьера (кресла, ковролин, камень для отделки стен и пр.), которые могут оказаться в кадре, проверялись «на совместимость» друг с другом и качественное воспроизведение. Нужно было исключить муар на видеоизображениях, и подобрать поверхности, на фоне которых лица людей выглядят наиболее естественно. Безусловно, очень многое при этом зависит от организации света. Отдельным требованием заказчика было то, что в режиме пресс-конференций журналисты в зале должны быть также хорошо освещены, как и люди в президиуме. Поэтому в большом зале реализовано несколько различных световых сценариев. Главная роль здесь принадлежит мощным светильникам Zumtobel, закрепленным сверху, отдельная группа - специальные лампы для телесъемки, а декоративную функцию выполняют светодионые модели от XAL(световые "штрихи" на стенах), выполненные в Австрии по специальному заказу".

Руководству РИА Новости важно было обеспечить возможность одновременного проведения конференций разного масштаба. Рассматривались разные варианты (в том числе перегораживание большого зала). Однако самым оптимальным решением было создание двух дополнительных залов. В итоге, у РИА Новости появилось целых три новых помещения для пресс-конференций. Теперь в фойе одновременно может оказаться до 500 человек. Поэтому необходимо было увеличить его полезную площадь.

Изящное решение придумал главный архитектор проекта, Григорий Сорокин. Он предложил разделить длинную лестницу, уходившую прямо в середину вестибюля и занимавшую много места, на два марша, один из которых «внесли» внутрь зала. Новые марши стали короче, а на освободившейся площади фойе устроили комфортные зоны для общения и работы.

Один из новых залов появился благодаря объединению подсобных помещений и сносу колонны, стоявшей в центре. Работам предшествовали тщательные исследования, и усиление потолочных конструкций. В итоге получилась довольно необычная студия-трансформер площадью около70 кв. м. В ней полностью «зашили» окна, оснастили стены акустическими перегородками и разместили большой экран.

Эта студия способна к впечатляющим метаморфозам - ряды с креслами сдвигаются как ящики рабочего стола, перемещаясь по направляющим за фальшь-стены. Каждую из трех трибун можно спрятать в специальных, скрытых за стеной, комнатах. Центральным элементом студии является стол на 24 персоны от Vitra, который также может видоизменяться: его можно собрать как круглый, шестиугольный или прямоугольный. Сменные части стола хранятся в расположенных за стенами гримерных. Студия хорошо оснащена: в пространстве под полом размещены мультимедиа-системы, а между креслами сделан выход для USB-порта.

Трансформацию второго нового зала для конференций обеспечили при помощи акустической перегородкиDorma, которая позволяет разделять его на два независимых помещения (в пропорции 1:2). В начале и конце зала есть маленькие президиумы, где располагаются интервьюируемые.

Когда зал работает как единое помещение, перегородка закрывает лишний подиум. Особой заботой было соблюдение высоких требований к акустике и пожарной безопасности. Зал полностью отделан акустическими панелями швейцарской компанииAkustik/Raum. По действующим пожарным нормам предусмотрено два пути эвакуации - одни по лестницам на выход и другие по лестнице на крышу. При этом пожаробезопасные двери должны быть огнестойкими в течение часа. Чтобы тщательно выполнить все требования к интерьеру, их заказывали в Германии в компанииShörghuber. При высоте 2,8 м и негорючести 60 мин. были строжайшие требования к сертификатам по акустике, наличие специальных щеточек, чтобы дверь неслышно закрывалась и возможность фанеровать их дубовым шпоном тон-в-тон со стенами.

Ольга Колева
Руководитель международного мультимедийного пресс-центра РИА Новости

«Создание универсального абсолютно нового международного мультимедийного пресс-центра РИА Новости с уникальными технологическими возможностями началось в 2009 году. Прежде всего, стояла задача построить максимально функциональный и удобный пресс-центр для работы в круглосуточном режиме. Этот проект разработан исключительно под наши требования, которые мы выработали за годы существования пресс-площадок РИА Новости. К моменту создания центра мы четко представляли, где должны быть переговорки для спикеров, а где стоять кабины для переводчиков, как лучше расположить свет и где правильно поставить трибуну, чтобы не только спикеру было максимально комфортно, но и тележурналисты смогли получить качественную картинку, а радийщики записать синхрон. Архитекторам и дизайнерам пришлось работать в историческом помещении с определенными инфраструктурными особенностями и «вписать» в уже существующее помещение максимум современных технологических требований. Благодаря этому нам удалось расширить функционал ММПЦ и теперь есть возможность проводить не только пресс-конференции в классическом формате, международные видеомосты, но и форумы, акустические концерты, творческие встречи».

Ольга Парахина
Руководитель Арт-дирекции РИА Новости

«Международный мультимедийный пресс-центр - это успешный совместный проект архитекторов бюро Arch4 и различных специалистов РИА Новости: от сотрудников пресс-центра, программистов, до режиссеров и операторов и т.д. Прежде чем приступить к работе над созданием этого универсального пресс-центра мы смотрели разные площадки, в том числе и зарубежные, для организации и устройства крупных медийных проектов. В итоге, мы получили современный пресс-центр, которому нет аналогов ни в России ни за рубежом.»

Иван Чувелев
Руководитель проекта, партнер Arch4

«Этот проект нам очень дорог. Во-первых, масштаб задачи был действительно грандиозный. О сложности проекта говорит хотя бы то, что в момент сдачи объекта присутствовали представители 24 субподрядных организаций. Во-вторых, работа была выполнена очень серьезная: здание находится в федеральной собственности, что требовало множества согласований и проведения различных тендеров. При этом могу с уверенностью сказать, что в рамках выделенных бюджетов были выбраны наилучшие решения. Надо отдать должное РИА Новости и главному редактору Светлане Миронюк - к работе были привлечены настоящие профессионалы своего дела, так что получился отличный коллектив. Служба эксплуатации, энергетики, которые начали трудиться еще в советское время, всячески нам помогали. Хочу заметить, что наша схема с привлечением западных экспертов очень хорошо работает. Мы, как компания российско-швейцарская двумя руками «за» использование мирового опыта. Но зарубежный специалист применительно к отечественному рынку дает хороший результат только тогда, когда есть некий передаточный механизм, который может трансформировать абстрактные знания, в то, что применимо в России. Так что оптимально, когда задачу им ставил не клиент, а наши архитекторы».