На этот раз владельцы Яндекса подстраховались и арендовали практически полностью один из корпусов комплекса «Красная роза», около 16000 кв.м. Здание Т-образной формы не слишком удобно для одного крупного арендатора, скорее, подойдет для нескольких небольших. Но архитекторам удалось успешно справиться с этим недостатком.
Как обычно, основные рабочие пространства расположены вдоль светового периметра. Они решены в виде небольших зон для командной работы. Поскольку структура компании очень подвижна, зоны изначально не привязаны к конкретному отделу, а сделаны универсальными. Часть из них от остального пространства отделена двойными стеклянными перегородками, что обеспечивает высокий уровень звукоизоляции. Чтобы сотрудники не чувствовали себя «в аквариуме», на прозрачное стекло наклеены полоски цветной пленки. Для лучшей ориентации в пространстве офиса тон пленки (а также ковролина и штор) отличается на разных этажах.
Срединные пространства этажей занимают скругленные объемы с переговорными, кухнями, лаунжами, туалетами, курилками и техническими помещениями.
Переговорные имеют такие же прозрачные стеклянные стены, а их приватность вместо стандартных жалюзи обеспечивают тканевые шторы.
Стены остальных объемов выложены настоящей деревянной дранкой, с инкорпорированным вертикальным озеленением.
Это достаточно интересная система с инженерной точки зрения: живые растения посажены в грунт, разложенный по своеобразным «карманам» из специальной ткани, которые висят вдоль стены. Полив и дренаж происходит автоматически, и повышенного внимания растения не требуют.
Довершают образ уютные торшеры и светильники с большими абажурами. Торшеры оказались неожиданно популярны: сотрудники сразу перенесли их поближе к своим рабочим столам, так что для общественных зон пришлось купить еще партию.
Большую роль в «одомашнивании» пространства сыграли сами его обитатели - установили гамаки, повесили старый телевизор, добавили навигационные надписи на белых колоннах, разнообразили свои рабочие места. Архитекторы предполагали такое развитие событий и по мере сил старались направить этот процесс в нужное русло. Кстати, для творческого самовыражения тут есть все условия. Например, выделено пространство под фотогалерею, где каждый может показать коллегам свои особо удачные работы.
Офис максимально демократичен. Представительские помещения, которые здесь, конечно, есть (они сконцентрированы на верхнем, 7 этаже), лишь немногим отличаются от обычных зон по дизайну и оборудованию. При этом кабинет генерального директора не используется им для каждодневной работы, он нужен, скорее, для важных встреч и переговоров. То же касается и остальных руководителей - все они предпочитают находиться в гуще событий, поближе к сотрудникам.
В офисе вместо стандартной системы вентиляции и кондиционирования использован так называемый «холодный потолок»: за гипсокартоном почти по всей площади смонтированы специальные маты, по которым движется холодная вода. В результате воздух охлаждается равномерно, и при этом нет никакого ветра, так раздражающего сотрудников. А вот большие «дыры» различной геометрической формы в потолке, визуально расширяющие пространство и обнажающие внутренние коммуникации - чисто декоративное решение.
Домашний, уютный, демократичный, зеленый, яркий, творческий - какие-то нестандартные определения для офиса компании со штатом около 1500 человек. Пожалуй, только современные инженерные системы вписываются в привычную картину. И подход «от противного» срабатывает: этот офис не «машина» и в нем нет «винтиков», только интересные люди, личности, уважающие и себя, и окружающих.
Антон Надточий, архитектор, глава бюро «Атриум»:
"Офис в «Красной Розе» - наш третий реализованный проект для компании «Яндекс». Два первых находились в реконструированных промышленных зданиях начала 20 века, и в интерьерных решениях мы во многом подчинялись сильному образу существующей оболочки, подстраивались под него: оставляли открытой кирпичную кладку, реставрировали оригинальные металлические опоры, использовали необработанную фанеру. Заказчику очень полюбилась эта атмосфера. «Красная Роза» - полностью новый бизнес-центр, и нам пришлось с помощью архитектурно-декоративных средств поддерживать сложившийся образ. Правда, несколько смягчив его, добавив тепла и домашнего уюта. Что касается планировочных решений, то здесь наблюдается постепенная эволюция от максимально открытых зон open space в первом офисе к закрытым кластерам на 8-10 человек для конкретных рабочих групп. Но все равно закрытость эта во многом условна, так как достигается лишь стеклянными прозрачными перегородками."