Best Office Awards

Центр Образования Глобус

фото центр образования глобус, дизайн центр образования глобус

Интерьер как воплощение идеологии

О проекте

Заказчик: Центр образования Глобус

Адрес: Казань

Проектирование: 4 месяца

Реализация: 6 месяцев

Общая площадь: 2470 кв. м.

Проектирование и строительство

Архитектурное бюро: Архитектурная студия Новиковых

Строительная компания: АиСТ- групп, СтройПромСервис

Производители и поставщики

Мебель: PlayPly

Освещение: РСК Казань

Перегородки: Enterijer Jankovich

Двери: Enterijer Jankovich

«Глобус» – образовательный центр для детей и взрослых, где созданы возможности для свободного познания себя и мира. Первый частный лицензированный Монтессори детский сад в Республике Татарстан работает с 2011 года.

Задача

В проекте требовалось средствами архитектуры и дизайна поддержать идеологию и концепцию детского сада, создать среду, соответствующую принципам Монтессори.

Организация пространства

Монтессори-сад «Глобус» размещается в историческом здании центре Казани, построенном в стиле позднего провинциального ампира в 1866 году и воссозданном в 1990-х гг.

Отличительная черта Монтессори-сада – это смешанные по возрасту группы детей от 3 до 7 лет. Поэтому классы просторные - от 100 кв. м, и группы большие – по 24 человека. Занятий в классе может быть несколько, и ребенок сам выбирает, присоединиться к кому-то или играть самостоятельно.
Объект можно описать как «группу домов в городе». Коридор превращается в «улицу» переменной ширины с уютными нишами в местах расширений, где расположились диванные пуфы разной высоты, подходящей для любого возраста. «Улица» перетекает в «площадь» с символическим «деревом», вокруг которого дети могут снять верхнюю одежду. Системы хранения одежды сделаны по индивидуальному заказу и оборудованы встроенными сидениями для переодевания.

На «улицу» большими окнами-витринами выходят «дома» – групповые классы. Проникающий через стеклянные двери и витражи дневной свет создает теплую и дружелюбную атмосферу. В пространстве нет жестких барьеров-перегородок между зонами разного функционального назначения, это, скорее, открытое перетекающее пространство, хорошо известное как open space в коворкингах и офисах.

Дизайн-идея

Вместе с педагогами, психологами и методистами детского сада архитекторы исходили из убеждения, что всё вокруг, с чем взаимодействуют дети – пол, стены, столы и стулья, двери и окна – предметы игры, а значит инструменты познания мира. Архитектура интерьера и предметное наполнение должны быть дружелюбными и открытыми к контакту с ребёнком. Так подоконник из барьера между помещением и улицей превращается в мягкое сиденье, приглашающее для наблюдения за внешним миром, мебель подходит по размеру каждому возрасту, а углы на ней скруглены, предохраняя от ушибов. На стенах можно обнаружить рельефы с изображениями, похожими на мультики, в спокойных пастельных цветах и приятные на ощупь.

Основные дизайн-идеи проекта выстраивались последовательно от планировочного решения, которое должно было быть встроено в исходные габариты и коммуникации бывшего кафе быстрого питания, кухня которого, находящаяся в цокольном этаже, продолжала бы работать и для нового детского сада. Архитекторы максимально использовали приемы визуального расширения интерьеров: превращали углы в радиусные, создавали эффект перетекания камерного пространства вестибюля в коридор, в котором использовали свет верхних фрамуг и продумывали искусственное освещение, чтобы также получить эффект увеличения пространства. Верхние фрамуги дополнены стеклянными перегородками и дверьми со светопрозрачными вставками для создания ощущения светлого и просторного объема интерьера.

Интерьерные пространства в концепции Монтессори должны быть спокойными, не перенасыщенными цветом и материалами. В отделке стен использовался натуральный шпон, чтобы создать тактильно и визуально уютные общие пространства. Двери и фрамуги также выполнены из шпона дуба, чтобы дополнить это восприятие и изнутри основных помещений.
В вестибюле функциональная организация определяется арт-инсталляцией в виде дерева с гирляндой фонариков. По разные стороны от инсталляции размещаются гардеробные места для двух групп на 24 и 15 человек. Дерево выполнено как каркас из натурального материала-фанеры, на ветвях развешена гирлянда, основание ствола зафиксировано мягким диванчиком. Данная идея была в точности реализована в команде с подрядчиком.
С этим же подрядчиком в проекте реализованы настенные аппликации вдоль коридора и лестницы. Детали аппликации имеют разную толщину, что создает рельефный рисунок на стене, который приглашает детей к тактильному взаимодействию. Цвета Ral архитекторы выбрали в соответствии с Монтессори концепцией – в спокойной палитре природных оттенков.

Аппликация выполнена из МДФ, покрытого матовой эмалью.

Люция Баширова
Основатель. Директор по стратегическому развитию в ЧУДО " Глобус"

Сотрудничество с архитектурным бюро Новиковых выглядело как процесс: от наблюдения, понимания духа центра к диалогу педагога и архитектора. Архитектура продумана так, чтобы свободно обеспечить образовательный процесс. В дизайн-проекте совместно с архитекторами мы реализовали детально продуманное окружение ребенка, где протекает его жизнь вплоть до школьного возраста. Ценности, люди, среда – три кита гармоничного развития ребенка. Продуманное образовательное пространство помогает ребенку стать независимым от взрослой опеки, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. Активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога, наоборот, постепенно уменьшается. Главный девиз – помоги мне сделать это самому.

Ольга Новикова
руководитель архитектурной студии

Реализовать маленький объект – не значит меньше думать. Мы продумали интегрированное решение оконного проёма и ограждения радиатора. Подоконник из барьера между помещением и улицей превращается в мягкую сидушку, уютный уголок, приглашающий для наблюдения за внешним миром. Педагоги садика говорят, что детям очень нравится взаимодействовать с окружающим миром, через окно, смотреть, как идет дождь, падают снежинки, а на стекле появляются какие-то разные рисунки и узоры.

Анна Новикова
руководитель архитектурной студии

Часто в существующих детских садиках коридоры узкие и без естественного освещения. Мы постарались расширить пространство за счет локального расширения. Получились зоны коммуникации, которые освещены вторым светом через верхние окна-фрамуги. Здесь интегрированы места для чтения с пуфами разной высоты на любой возраст и аппликациями, которые можно! трогать руками, и для детей это тоже интересный тактильный опыт.

Проект-номинант премии Best Office Awards 2024!