Почему эргономики уже недостаточно?

Почему эргономики уже недостаточно?

Холистический подход к организации офисов

На VI выставке-форуме Business & Design Dialogue в Санкт-Петербурге Мария Кубрава, организационный консультант и директор департамента специальных проектов KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™, подняла важный вопрос, который волнует многих заказчиков: какой подход стоит применять при организации офисного пространства? В этом материале Мария делится с читателями, почему привычная эргономика и просто функциональные решения уже не способны справиться с актуальными задачами и как холистический подход помогает найти гармонию между офисным пространством и корпоративной культурой.

История как инструмент понимания будущего

Для того чтобы понять, как организовывать офисы в будущем, важно учитывать, как менялись подходы к организации рабочего пространства с течением времени. С каждым новым поколением потребности и ожидания сотрудников от офисов также изменяются.

Бумеры работали в традиционных закрытых кубиклах, где у каждого была своя личная территория, огражденная стенками. Для поколения X уже появились более комфортные open space — открытые пространства, где сотрудники могли легче взаимодействовать и работать в группах. В свою очередь, для миллениалов были организованы современные офисы, которые мы привыкли видеть сегодня, с продуманными зонами для отдыха и общения, а также рабочими станциями, оснащёнными последними технологиями.

Но что же делать, когда на работу придут зумеры? Это поколение, которое уже не знает жизни без технологий, которое ценит гибкость, индивидуализацию и инновационные подходы. Как же будет выглядеть офис будущего для них?

Сегодня мы уже видим множество успешных примеров того, как офисы могут быть удобными, красивыми и функциональными. Однако возникает вопрос: неужели мы действительно все придумали? На первый взгляд кажется, что с помощью workspace strategy, зон для релаксации и правильной эргономики можно создать идеальное рабочее пространство. Но на самом деле это далеко не так.

Миф о "счастливом офисе"

Сегодня на рынке существует миф о том, что офис сам по себе может сделать сотрудников счастливыми и повысить их вовлеченность. На многих форумах и в статьях обсуждается, как правильное оформление офисного пространства способствует не только комфортной работе, но и повышению морального климата в компании. Однако такие идеи не всегда соответствуют реальности. Рабочий процесс, по своей сути, может вызывать стресс, и офис сам по себе не решит проблемы стресса сотрудников.
Одной из частых ошибок является вера в то, что, скопировав успешный опыт других компаний (например, офис Google), можно получить такой же результат. Однако это лишь иллюзия. Офис — это не волшебная таблетка, которая исправит все проблемы.

Проблемы с "хотелками"


Когда компании начинают проектировать офисы, они часто полагаются на опросы сотрудников, чтобы узнать, что они хотят. Однако проблема в том, что такие опросы часто превращаются в сбор «хотелок» и не соответствуют реальным потребностям бизнеса. Например, в одной IT-компании сотрудники просили игровую зону, но после подробного исследования стало ясно, что реальная потребность заключается в тихих комнатах для работы с кодом.

Это заблуждение часто приводит к ситуации, когда требования, заявленные в опросах, не совпадают с нуждами компании. Вследствие этого сотрудники получают пространство, которое не решает их реальных рабочих задач и не поддерживает внутренние коммуникации.

Корпоративная культура: не забывайте о ней

Одна из главных ошибок при проектировании офисов — это игнорирование уникальной корпоративной культуры компании. Важно помнить, что корпоративная культура формирует повседневные процессы и отношения в коллективе, а офисное пространство должно поддерживать эту культуру, а не разрушать её.

Когда компании говорят: «Мы уже всех опросили, теперь давайте просто посчитаем площади и сделаем красивый офис», — они забывают о том, что офис — это не только пространство для работы, но и место, которое должно поддерживать уникальную атмосферу компании. Пространство должно помогать сотрудникам чувствовать себя частью команды и обеспечивать эффективное взаимодействие.

Как избежать ошибок: правильный подход

Чтобы избежать этих ошибок, важно не только собрать информацию о том, что хотят сотрудники, но и понимать, какие процессы происходят внутри компании и как они могут быть поддержаны через пространство. Нужно учитывать не только «хотелки» сотрудников, но и реальные потребности бизнеса, которые требуют конкретных решений в плане функциональности и зонирования.

Пример из практики: один из крупных заказчиков арендовал готовое офисное пространство, которое на первый взгляд казалось идеальным. Однако через год сотрудники поняли, что оно не поддерживает внутренние коммуникации и не отвечает потребностям бизнеса. Это стало причиной перехода на гибридный режим работы, так как многие сотрудники стали избегать офиса. Этот случай наглядно показывает, что офис не может быть универсальным решением для всех и не всегда удовлетворяет все запросы, если не учитывать особенности корпоративной культуры и бизнес-процессов.

Заключение

Основной вывод заключается в том, что эргономика и зонирование — это, конечно, важно, но для создания эффективного рабочего пространства необходимо учитывать целостную картину. Важно понимать, что только холистический подход, включающий в себя как изучение задач бизнеса, так и исследование с помощью психодинамического подхода уникальных особенностей сложившейся (а не декларируемой – это важно!) корпоративной культуры, может привести к созданию успешного офиса. Без этого подхода ни одна стратегия, основанная исключительно на функциональном распределении пространства и эргономике решений, не сможет быть действительно эффективной.