Как сохранить корпоративную культуру на удалёнке?
За время пандемии у россиян сложилось более чёткое понимание, что можно работать удаленно — более того, правительство закрепило это законодательно. Однако культура гибридного или удаленного формата работы в России все еще не сформировалась из-за недостаточного опыта в этой теме. На западе формат удаленной работы был более распространён и до событий прошлого года, а у нас «гибкость» только начала зарождаться.
Согласно исследованию ВЦИОМ, сейчас каждый пятый россиянин частично или полностью работает на «удаленке» из-за ограничений, связанных с пандемией. Раньше только каждый десятый полностью или частично работал в удаленном формате. Однако эти показатели все равно ниже, чем в западных странах.
В России «удалёнка» не так популярна, потому что не у всех сотрудников есть возможность организовать дома полноценное рабочее место или регулярно ходить в коворкинг. Да и сами работодатели не готовы отпускать сотрудников домой, считая, что за офисным столом работа идет эффективнее.
Директор департамента специальных проектов KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™ Мария Кубрава рассказала, как компании приспосабливаются в новым условиям и поддерживают корпоративную культуру вне офиса.
Пряник, а не кнут
Отсутствие знаний, опыта, а также культура и ментальность тянут российские компании в старую парадигму работы — при плохих показателях KPI на «удалёнке» отделы принудительно возвращают в офисы.
У руководителей структурных подразделений просто нет уверенности, что они смогут выполнять KPI, не имея сотрудников под рукой, — об этом говорят исследования в разных компаниях, которые мы проводим.
Однако принуждение не принесет эффективности. Возвращение в офисы под контроль начальства, как наказание (для тех, кто плохо работает онлайн) — неправильный подход. Офис трансформируется, становится гибким, общественные пространства вытесняют рабочие места в опенспейсах, но, тем не менее, он должен оставаться местом силы и способствовать развитию бизнеса, а не выполнять некую пенитенциарную функцию.
В формате гибкого рабочего графика с большой долей удаленной работы офисы должны выполнять функцию социального якоря. Да и сотрудники не хотят полностью отказываться от посещения офиса, потому что им важно чувствовать свою принадлежность к компании.
Сегодня офис перестает быть просто рабочим местом — это среда для коммуникаций и проведения мероприятий, центр управления знаниями, поиска идей и решений. Важно, чтобы он был удобным и комфортным, технически оснащенным и состоящим из пространств, позволяющих решать бизнес-задачи подразделений конкретной организации. За такой организацией пространств будущее.
Корпоративная формальность и игры офисов
Говоря не о форме, а о качественном содержании обновленных пространств, следует отметить, что многие компании сегодня упускают вовлечение новых сотрудников в корпоративную культуру. А в период принудительных удаленных форматов, как сейчас, это играет существенную роль.
В офисе обязательно должен быть корпоративный регламент, который объясняет, как работать в компании. Например, когда приходит новый сотрудник, ему важно объяснить как, где и какие виды активностей и коммуникаций осуществляются, какие возможности предоставляют и какие ограничения накладывают рабочее пространство и установленные правила.
Помимо правил и регламентов необходим набор неформальных действий компании, направленных на повышение мотивации, вовлечения и поддержку сотрудников. Даже на «удалёнке» можно поддерживать командный дух и корпоративную культуру.
Дело не только в достижении KPI или решении рабочих задач, но также в проявлении социальной ответственности компании. Зачастую, в игровой форме.
Например, Henkel в России и СНГ вовлекает персонал в работу с помощью геймификации еще с 2018 года. Технология вовлечения с помощью игровых методов настолько проработана и увлекательна, что люди с интересом участвуют в этой программе, что повышает мотивацию и эффективность работы.
Сотрудникам даётся задание, которое связано с их дневной целью и KPI, и они соревнуются между собой или командами. Лучшим в рейтинге дают кубки и баллы. Также в игре предусмотрены дуэли, когда сотрудник сражается с одним соперником. Конкурент выбирается вручную или автоматически.
Программа также включает задания, позволяющие заработать дополнительные баллы: сделать не менее 10 приседаний и записать это на видео, сдать кровь в донорском центре, принять участие в благотворительной акции.
У игры есть легенда – космос. Дизайн завязан на космической теме: сотрудники летают по карте достижений на космическом корабле и завоевывают планеты. По заявлению руководителей проекта, 97% персонала регулярно входит в приложения.
Психологическая поддержка
В целом, если до пандемии компания изначально была с сильной корпоративной культурой, ее офис не страдает, не пустует, он трансформируется, потому что сотрудники приходят туда не только поработать, но и чтобы почувствовать себя частью чего-то важного, частью команды.
Кроме этого, в самый разгар пандемии компании не побоялись услышать своих сотрудников, понять, что им нужна дополнительная поддержка в такое непростое время, и обеспечить ее. Так были запущены программы бесплатной психологической помощи, предоставляемой сертифицированными психологами, а также индивидуальные и групповые коуч-сессии, помогающие сотрудникам найти способ адаптироваться к новому формату работы.
Эта практика существовала и до пандемии, ведь микроклимат в большом коллективе зависит в том числе и от психологического состояния сотрудников. Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что более 30% работников подвергаются эмоциональному выгоранию, что в свою очередь сказывается на качестве их работы.
Такие компании, как «Яндекс», Mail.ru, «Лукойл», «Делойт» предоставляют сотрудникам возможность регулярно посещать психолога и решать свои проблемы. Каждый сотрудник может прийти на консультацию к психологу в течение дня в рабочее время прямо в офисе или через онлайн-платформу. Продолжительность сеанса составляет около часа. Сотрудники чувствуют заботу, что в результате в разы повышает уровень вовлеченности персонала и поддерживает корпоративную культуру.