В июле в России началась «третья волна» эпидемии коронавируса, темпы вакцинации на тот момент оставались одними из самых низких, но в августе московский мэр отменил обязательный перевод 30 % сотрудников на «удалёнку». Вся эта «новая нормальность» продолжает нервировать собственников бизнеса, которые никак не решат, что же делать со штатом и офисами: продолжать ли сокращать площади дальше, менять ли «личные-публичные» зоны вроде переговорных. Артём Пантелеев, коммерческий директор Гинт-М - о том, что станет с переговорными зонами, независимо от пандемийного сценария.
Всё смешалось
По данным психологов РАН, уже в 2020-м каждый третий житель России жаловался на депрессию, указывая в качестве основных причин - страх перед вирусом, изоляцию, тревогу за родных и близких, риск потери работы, ограничения в развлечениях и путешествиях. Российские психологи, кроме того, говорят о выгорании специалистов из-за «удалёнки», а собственники бизнеса - о снижении лояльности сотрудников, которым вне офиса и коллектива стало, по сути, всё равно, в какой компании работать.
И если ещё год назад эксперты не исключали, что в офисы в отдельных сегментах может не вернуться до половины сотрудников, то теперь исследования о том, как все устали от переговоров и конференций по зуму, приходят в рабочую почту еженедельно. Скажу больше: когда мне предлагают поучаствовать в очередном «полезном онлайн-мероприятии», я отказываю в 90 % случаев, потому что главной ценностью любого мероприятия всегда был, есть и будет нетворкинг, а уже затем – доклады и презентации, которые можно вообще-то найти в сети. Резюмируя - пандемия и «удалёнка» окончательно похоронили прогнозы футурологов о том, что «будет сплошной интернет», и всё самое важное сейчас происходит в оффлайне. Изменились ли на этом фоне переговорные в офисах? И да, и нет.
Белый шум, пушистая стена
Когда бизнес в Европе и Америке начал возвращать сотрудников в офисы, то столкнулся с тем, что многие люди – кто-то в силу ковидных предосторожностей, кто-то, отвыкнув от работы в коллективе – испытывали психологический дискомфорт от пребывания в офисе.
В итоге Google, например, предложил всем желающим вместо исторически любимых компанией оупенспейсов работать из мобильных капсул, которые можно передвигать по всему офису. В каждой капсуле – стол, стулья, доски, необходимые коммуникации.
После консультаций с психологами, социологами и дизайнерами компания также закупила надувные стены и полукруглые переговорные с экранами — с тем, чтобы проводить онлайн-встречи с «удалёнщиками». В таких переговорных сотрудники сидят по кругу, а экраны размещены на одном уровне – таким образом, Google хотела создать эффект «полного погружения» и личной встречи.
Mitutuyo. Архитектор: Giovanni Massidda. Генеральный подрядчик: Гинт-М
Кроме того, онлайн-гигант предложил рабочие места и переговорные со всем необходимым оборудованием на открытом воздухе. Там же можно выбрать перегородки нового поколения в форме листьев - для устранения бликов и специальные стулья с направленными динамиками в подголовнике, воспроизводящие белый шум для подавления звуков.
Всё это, конечно, было направлено на снижение тревоги перед «новой нормальностью» и страхом заболеть, однако в Google не скрывали: главная цель – сначала вернуть всех в офисы в принципе, а затем - вернуть офисам статус места для вдохновения, командной работы, новых идей.
В России, конечно, тоже далеко не все мечтают возвращаться в офисы: по данным Superjob, заинтересованные в «удаленке» россияне в среднем готовы потерять десятую часть заработка ради работы на дому. Каждый третий респондент считает, что работа на дому стоит того, чтобы согласиться на меньшую заработную плату. Тех, кто в принципе готов к денежным уступкам ради работы из дома, больше среди людей до 24 лет, а также респондентов с зарплатой менее 30 тыс. руб. Интересно, что ради работы рядом с домом готово поступиться частью заработка 48% опрошенных россиян.
Однако, возвращаться в офисы жители нашей страны, в отличие от США и Европы, если и не хотят, то не столько из-за страха заболеть и других постпандемических последствий, но банально от нежелания «просиживать жизнь в офисе». Именно они подчёркивают: в онлайн получилось перевести почти всё – кроме переговоров.
Команда молодости нашей
Все полтора коронакризисных года российские консультанты прогнозировали: офисы непременно сохранятся, но именно как место встречи команды, генерирования идей, обмена опытом и знаниями, и переговоров. Меньше закрытых помещений для работы, но больше мест для конфиденциального общения: российские работодатели продолжают решать массу посткарантинных проблем, связанных с бизнесом, включая безопасность передачи данных на фоне всеобщей «зумизации».
Авито, ЦКС. Архитектурное бюро: ABD architects. Генеральный подрядчик: Гинт-М
Тотальная гибкость – так называем мы то, что просят теперь резиденты российских. Новейшие шумоизоляционные перегородки, капсулы для конференц-коллов, мобильные переговорные комнаты, которые можно в буквальном смысле носить за собой по всей территории бизнес-центра – всё это вышло на авансцену офисного рынка. И если раньше всем было достаточно одной-трёх переговорных, то теперь, когда в офис приезжают именно для общения, мы проектируем объекты под девизом «переговорная там, где хочется и когда хочется».
Эра милосердия
Резюмируя - первое, что мы слышим от заказчиков сейчас: нужны «максимально дружелюбные», «успокаивающие» и «гуманные» пространства. Второе – достаточное количество разноформатных зон для бесед, дискуссий и коммуникаций.
Звукоизолированные акустические кабины и переговорные для одного-трёх человек могут использоваться не только, собственно, для звонков, видеоконференций, личных встреч, совещаний и переговоров, но и для сосредоточенной работы, и даже отдыха - запрос на многофункциональность здесь не только никуда не делся, но и проявился с новой силой. Мобильные форматы переговорных могут устанавливаться и демонтироваться в любой части офиса, а необходимые технологии внутри – вентиляция, освещение разной интенсивности - делают пространство по-настоящему продуктивным, несмотря на его «сборно-разборную» конструкцию.
Align Technology. Архитектурное бюро: OFFCON. Генеральный подрядчик: Гинт-М
Пандемические требования к безопасности коснулись и переговорных тоже: теперь отрабатываются любые бесконтактные технологии, включая бронирование переговорной, открытие дверей, корректировку освещения, температуры и пр. Например, в штаб-квартире Bee`ah в Шардже, спроектированная бюро Захи Хадид, вообще ни до чего и нигде не нужно дотрагиваться. В ход идёт всё: мобильные приложения, RFID метки, QR- code. И здесь, пожалуй, можно констатировать - спустя полтора года офисный рынок решил жить по заветам концепции healthy building – формата, направленного на создание условий для здоровья и благополучия.
Есть мнение, что после пандемии компании будут жестче подходить к правилам зонирования переговорных, в том числе минимизировать пересечение своих сотрудников с офисными посетителями. Но тут я не жду больших перемен. Мы и раньше проектировали гостевые переговорные в непосредственной близости от входа. Но если тогда это диктовалось удобством для посетителей, сейчас это может стать важным правилом «вирусной безопасности».
Артем Пантелеев
коммерческий директор Гинт-М