Как меняется рынок fit-out в России и какие компании будут формировать спрос на офисную недвижимость?
Дмитрий Вишняков, управляющий директор Pridex, о выводе новых продуктов на российский рынок.
- Назовите основные вызовы, стоящие сегодня перед вами в новой ситуации.
Дмитрий Вишняков: На сегодняшний день наша главная задача – это успешная реализация текущих проектов. Поддержание темпа работ, снабжение площадок необходимыми материалами и оборудованием, поиск альтернативных решений и поставщиков в случае необходимости – все те активности, которые позволят нивелировать последствия кризиса для наших клиентов.
Важно понимать, что в условиях высокой волатильности рубля, логистических проблем и закрытых границ даже будничная деятельность генерального подрядчика в сфере fit-out становится вызовом, так как требует значительно больше ресурсов для выполнения стандартных задач.
Конечно, горизонты планирования значительно ограничены, что прямым образом сказалось на активностях многих потенциальных клиентов. Практически весь рынок, кроме долгосрочных проектов крупных российских компаний, встал на паузу. В этой связи в процессе выбора fit-out подрядчика на первый план выйдет фактор доверия и надежности; клиент будет отдавать предпочтение тем партнерам, с которыми уже есть успешный опыт реализации совместных проектов.
- Какие новые российские (Китай, другие страны) арендаторы и из каких сегментов способны или будут способны генерировать новый спрос?
Д.В.: Ситуация развивается таким образом, что основной спрос на качественные офисные интерьеры будет исходить от компаний с государственным участием - в первую очередь, производственных. Эта тенденция формировалась в течение последних пяти лет, и возможный уход с российского рынка иностранных компаний лишь ускорит её развитие.
Спецификой подобных клиентов являются крупные портфели устаревших объектов, которые требуют комплексной модернизации, что особенно актуально в условиях конкуренции за качественный персонал. Многие госкорпорации реализуют масштабные программы, связанные со строительством новых офисов, которые планировались заранее и рассчитаны на среднесрочную перспективу.
В течение нескольких последних лет госкомпании внимательно изучали проблематику «офиса как имиджевого и HR-инструмента», анализировали успешные кейсы, вырабатывали собственный набор требований к проектам модернизации офисной недвижимости, становясь квалифицированным потребителем fit-out услуг.
В то же время значительная доля спроса продолжит формироваться за счет IT-компаний, крупные BTS-проекты которых находятся в стадии активной реализации.
- Какие новые шаги вы предпринимаете в своей деятельности по текущим проектам?
Д.В.: Наши стандарты ведения бизнеса предполагают заблаговременную проработку планов закупки долгоидущих позиций для каждого проекта. Этот документ является одним из основополагающих при подготовке графика производства работ в целом. В рамках текущих проектов проводится аудит рисков, в ходе которого мы всесторонне оцениваем ситуацию и в случае необходимости предлагаем заказчикам альтернативные решения.
Если же затрагивать более длительный горизонт планирования, то наши действия направлены на:
- Расширение партнерства с китайскими поставщиками, на долю которых сейчас приходится порядка 40% поставок комплектующих для офисных интерьеров. Уже сейчас ведутся активные поиски поставщиков по наиболее проблемным позициям: ковровой плитке, потолочным системам, электроосвещению и элементам умной инфраструктуры офисов;
- Поддержку российского производства. В новых условиях отечественные поставщики отделочных материалов и инженерного оборудования становятся более конкурентоспособными (в первую очередь, за счёт ослабления рубля) и получают дополнительный простор для роста.
- В каких сегментах рынка строительства и отделки вы успешно работаете с российскими / локализованными производителями?
Д.В.: Практически весь ассортимент черновых материалов, применяемых на наших объектах, произведен в России. Среди изготовителей присутствуют как представительства международных корпораций, так и крупный российский бизнес. В новых условиях данный сегмент наиболее стабилен.
Кроме того, вполне конкурентоспособны позиции российских производителей в сегменте фальшполов, изготовление которых было успешно налажено в стране после кризиса 2014 года, а также в сегментах светотехнического оборудования, систем вентиляции, керамогранита, элементов декора и встроенной мебели.
- Какие направления пока трудно заменить импортозамещением?
Д.В.: В числе наиболее проблемных направлений – оборудование для умной офисной инфраструктуры: серверные коммутаторы, системы видеосвязи и мультимедиа. Это сложная и недавно появившаяся на рынке продукция, в которой важную роль играет программная составляющая. Такие решения очень сложно скопировать, что значительно ограничивает возможность появления дешевых аналогов в ближайшем будущем.
Также отсутствует полноценная альтернатива европейскому электротехническому оборудованию, насосному оборудованию, ковровым и декоративным напольным покрытиям, строительной химии.
Трудно заменяемые позиции объединяет высокий уровень патентной защиты, качество продукции, необходимость наличия уникального оборудования и высокой культуры производства.
- Есть ли возможности или примеры привлечения производителей и поставщиков из неевропейских рынков?
Д.В.: Возможность использования оборудования и материалов, произведенных в странах Азии и Дальнего Востока, существует. В частности, мы прорабатываем варианты поставок китайского оборудования ОВИК и уже сотрудничаем с производителями комплектующих для СКС, СКУД, мультимедийных систем и видеонаблюдения. Китайский рынок готов предложить довольно широкий ассортимент финишных материалов: керамической плитки, керамогранита, мозаик, подвесных декоративных потолков.
В поле зрения российских fit-out подрядчиков также находятся производители сантехнических приборов и металлических изделий (потолков и фасадов) из Турции, а также поставщики натурального камня и керамической плитки из Индии.
Тем не менее, вывод новых продуктов на российский рынок – это довольно длительный процесс, требующий существенных инвестиций. Необходимость сертификации и выстраивания надежных логистических каналов вряд ли позволит оперативно заменить привычных для нашего рынка европейских производителей. Для успешной реализации программы по переориентации импорта явно потребуется помощь законодателей. Важно, чтобы данные инициативы не прошли в ущерб российскому потребителю и помогли сохранить высокие стандарты качества оборудования и материалов.