Интервью: Перспективы у design&build радужные

OFFICEPROJECT. Array

Денис Лобанов о роли архитектора

- Сохраняются ли какие-то характерные черты офисов компаний различного профиля или грани потихоньку стираются?

Денис Лобанов: Определенные черты офисов компаний из разных сфер бизнеса сохраняются и всегда останутся, так как они обусловлены происходящими на рабочих местах процессами. В то же время, есть некие общие черты, присущие офисам всех компаний. Я бы назвал несколько самых, на мой взгляд, характерных: во-первых, большая открытость. Она проявляется во всем. И в переходе от кабинетной системы к открытому рабочему пространству, и в широком применении стеклянных перегородок, и в увеличении количества мест общения — как переговорных комнат, так и зон отдыха. Еще я бы обозначил как тенденцию определенное «одомашнивание» офиса и его «омоложение».

- Меняется ли как-то роль и значение фигуры архитектора на сегодняшнем офисном рынке? Можно ли говорить о большем доверии со стороны заказчика, например?

Д.Л.: Мне трудно ответить на этот вопрос, так как заказчики нам доверяли и раньше, и сейчас. Интересно то, что архитектор пользуется большим доверием у западных заказчиков, чем у российских.

Что же касается значимости фигуры архитектора, мне, все-таки, кажется, что в массе своей архитекторы постепенно теряют то ведущее положение, которое они должны занимать. Причина этого прежде всего в том, что мы сами отказываемся от многих «технических» функций, предпочитая заниматься «чистым искусством». Архитектор же — профессия, которая кроме художественного таланта, требует обширных технических знаний.

- Видите ли вы угрозу для себя в увеличении числа проектных отделов у мебельных компаний и подрядчиков? И как вообще вы относитесь к схеме design&build?

Д.Л.: Для нашей компании я угрозы совершенно не вижу. Какими хорошими ни были бы проектные отделы мебельных компаний и подрядчиков, для них заказчиком всегда будет не конечный пользователь, а та мебельная компания или подрядчик, в состав которых они входят. Это надо очень ясно понимать.

К схеме design&build я отношусь хорошо. Это очень эффективный инструмент, но лишь для решения определенных задач. И, как любым инструментом, им надо уметь пользоваться. Беда в том, что мало кто знает, когда и как следует применять этот подход. Заказчику необходимо заранее разъяснить все плюсы и минусы данного способа организации проекта. А минусов у design&build не меньше, чем плюсов. И если их не учесть, то работа над проектом может превратиться в настоящую катастрофу.

Та схема design&buid, которая получила широкое распространение на московском рынке, на самом деле, годится только для очень простых проектов: в которых нет особых требований ни по дизайну, ни по инженерным системам, а заказчик и подрядчик еще до начала сотрудничества прекрасно понимают в мельчайших подробностях и без всякого проекта, что должно быть в конце концов построено. В таких ситуациях применение подхода design&build действительно приводит к существенным снижениям сроков реализации проекта. Практически во всех остальных случаях применения данного подхода ведет к срыву изначально намеченных сроков и превышению согласованного бюджета.

Тем не менее, я уверен, что схема design&build будет все чаще использоваться при строительстве офисов, потому что ее существенное отличие от альтернативного подхода design-bid-build заключается не в сокращении сроков и уменьшении стоимости (что по факту не всегда случается), а в том, что за конечный результат перед заказчиков отвечает только одно лицо, что существенно упрощает решение конфликтных ситуаций. А если во главе реализующей схему design&build команды будет стоять архитектор, который будет заботиться о том, чтобы заказчик получил комфортный современный офис, а не подрядчик, для которого это далеко не всегда является приоритетом, то перспективы у design&build самые радужные.

Офис Baxter. Архитектор - Денис Лобанов

- Меняется ли отношение заказчика к собственному офису? Если да, то каким образом? Какие требования и пожелания наиболее важны для него сегодня?

Д.Л.: Многие наши клиенты обращаются к нам повторно. Некоторые из них хотят простого повторения того, что уже было сделано, а некоторые кардинально меняют свой подход. Но это скорее связано с изменениями в структуре компании — приходом новых людей, с покупкой или слиянием компаний и их ребрендингом.

Одни заказчики стремятся создать для сотрудником «второй дом», заботятся о максимальном комфорте. Для других очень важен бюджет проекта. Третьи проводят перед началом проекта огромную внутреннюю работу по сбору и анализу информации, необходимой для проектирования. Четвертые рассчитывают, что эту работу выполнит за них архитектор. Все очень индивидуально.

Офис фармацевтической компании. ГАП - Денис Лобанов