Мы уже стали гибче в ценообразовании.
Иван Гуськов, основатель и генеральный директор Apollax Space, о запуске новых объектов и особенностях рынка CMP в условиях новой реальности.
- Назовите основные вызовы, стоящие перед вами в новой ситуации в уходящем году.
Иван Гуськов: Уходящий год ознаменован множеством кризисных ситуаций: ухудшением политической ситуации в стране, экономической нестабильностью, социальными страхами и замешательством. Все это, в свою очередь отразилось и на рынке офисной недвижимости, приведя к падению спроса, досрочному расторжению текущих договоров, обращению арендаторов за скидками и отсрочками платежей.
Не обошла эта ситуация и рынок СМР. После февральских событий произошло резкое подорожание строительных материалов и мебели, стали сбоить логистические системы. Из-за этих событий и последствий, мы в Apollax Space, столкнулись с главным вызовом - запуском новых объектов на 13 700 кв.м. с учетом удержания сроков и пересогласования смет. В целом нам многое удалось реализовать из намеченного, например, в мае мы запустили Apollax Space Бригантина и за короткий срок заполнили ее на 100%. Apollax Space Новосущевский у нас запустился в 2 фазы: в марте и июне и уже имеет своего первого арендатора.
Также мы запустили Apollax Space Сити, сдав его еще на стадии строительства. Немного съехали сроки у нас по Apollax Space Гончар, так как проект находится в глобальной реконструкции у самого девелопера. Но мы намерены это наверстать в первом квартале 2023 года.
- Как меняется портрет нового арендатора, что это за компании, каковы их новые требования?
И.Г.: За последний год, мы наблюдаем преимущественный спрос со стороны государственных и окологосударственных компаний. Данный тренд будет расти. Сохраняется стабильный спрос у IT-сектора. Примечательно, что минимальный запрос на рабочие места вырос и составляет 100-150 рабочих мест.
- Какие новые шаги вы предпринимаете в своей деятельности по текущим проектам?
И.Г.: Мы уже стали гибче в ценообразовании, предоставлении стандартного пакета услуг, исполнения индивидуальных запросов и будем двигаться далее в этом направлении. Также улучшать наше взаимодействие с арендаторами нам помогает расширение операционного отдела и модернизация нашего мобильного приложения.
- Какие российские поставщики и производители, а также поставщики из дружественных стран показали себя с хорошей стороны?
И.Г.: Мы не испытали дискомфорта, ввиду наложенных санкций, так как основные поставщики Apollax Space были и есть российские компании. Например, “Бюрократ” - крупнейший производитель офисных кресел. Остальные поставщики - небольшие локальные производители: от мягкой-корпусной мебели, до рабочих столов и кухонных гарнитуров. Нам не пришлось их менять с началом кризиса.
Да, мы остро ощутили дефицит оргтехники, особенно принтеров и бумаги, как и все компании несмотря на сферы бизнеса. Учитывая, что все наши офисы оснащаются качественным оборудованием от японских производителей, то мы закупили ту же оргтехнику по ценнику, который в 2 раза превышал первоначальный. Это сделано для того, чтобы предоставить резидентам Apollax Space привычное качество.
- Какими новыми российскими технологиями и it-решениями (а также проверенными западными) вы успешно пользуйтесь сейчас?
И.Г.: IT- решения сейчас самый “больной” вопрос в сервисной составляющей. Нам удается использовать некоторые российские разработки, но, к сожалению, их на рынке пока представлено не так много. Например, централизованное управление СКУД-процессами на объекты мы ставим от российской компании Proxway. Для облачного управления звукового сопровождения офисов предпочитаем решения от СVG AUDIO (Россия). А видеорегистраторы с облачным доступом к камерам и архиву закупаем у Trassir (Россия). Также мы применяем IT- решения восточных поставщиков, например, оборудования биометрической идентификации по лицу от компании Zkteco (Китай). И некоторые западные компоненты локальной сети от Mikrotik (Латвия) и Ubiquiti (США).
Отмечу, что мобильное приложение мы разрабатывали с российской компанией. Приложение интегрировано с системой Usedesk (Россия) для приема и обработки заявок арендаторов, с возможностью бесконтактного доступа к офисному пространству, а также системой бронирования переговорок, рабочих и парковочных мест (система бронирование от российских разработчиков IndaSpace).
- Каких решений, продуктов и технологий вам не хватает сегодня для эффективной работы?
И.Г.: Нашему бизнесу очень недостает качественных IT-решений в части контроля доступа. А также не хватает BMA-систем для управления площадками.
- Какие тренды / подходы/ форматы на рынках офисной недвижимости, архитектуры и дизайна будут играть ведущие роли в будущем 2023 году?
И.Г.: Тренд развития один - готовые офисные помещения с современной отделкой, качественной мебелью, полной IT-инфраструктурой и включенным сервисом. В дизайне так и будет превалировать современный минимализм и контемпорари. А в качестве площадок будут отдаваться предпочтения зданиям класса А и В+. В локации тренд остается неизменным: центр и бизнес-хабы.
- Планируете ли вы какие-либо изменения в своих текущих и будущих стратегиях (новое строительство, переезды, поиск новых площадей, реорганизации работы текущего офиса, выход на новые рынки, расширение или сокращение штата и пр.)?
И.Г.: Планов у нас много.
Для начала мы хотим завершим строительство и запустить Apollax Space Гончар. Усилить направления капитального строительства. Подумываем над расширением текущего пространства на Новосущевском и поиском новых площадок для реализации нашей модели управления. В связи с этим, мы планируем усиление команды в соответствии с увеличением портфеля компании.
Есть некоторые площадки, которые мы ранее рассматривали под готовые проекты, но сейчас решили перевести в формат BTS.
И наверно одним из важных для нас векторов развития на 2023 год является открытие инвестиционного направления.