«Рабочий день миллениалов требует использования новых функциональных пространств»
Административные директора компаний «Вкусно и точка» и «Сбер Минск» поделились опытом организации гибких офисов в рамках конференции Business & Design Dialogue 2023 в Москве. Эксперты обсудили тренды на рынке офисной недвижимости, бизнес-модели сервисных офисов, использование нейросетей в архитектуре. Участники форума смогли узнать про новые комплексные решения на рынке стройматериалов и технологий.
Берите на заметку! Регистрируйтесь на ближайшие мероприятия Office Next!
Наталья Никитина, партнер, руководитель департамента офисной недвижимости Commonwealth Partnership перечислила тренды, существующие на рынке офисной недвижимости:
• появилось большое количество покупателей офисной недвижимости;
• востребованы готовые офисы с отделкой, практически никто не смотрит
на shell & core;
• все чаще заключается короткий договор аренды;
• в тренде гибкие рабочие пространства.
Наталья Никитина
партнер Commonwealth Partnership
Мы предполагали, что в этом году выстрелит субаренда, потому что ее очень много, порядка 90.000 м² новых красивых офисных площадей, которые освободили ушедшие компании. Но этого не случилось. Всех интересуют гибкие офисы.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ГИБКИЙ ОФИС. НА ПРИМЕРЕ «ВКУСНО И ТОЧКА» «СБЕР МИНСК» и APOLLAX SPACE
Компания «Вкусно и точка» за четыре месяца обновила офисные помещения, в которых сотрудники работали девять лет под брендом «Макдональдс».
Людмила Максимова
административный директор сети «Вкусно и Точка»
На этапе планирования гибкого рабочего пространства мы использовали рейтинги премии Best Office Awards по разным категориям и придерживалась этих рейтингов, когда отбирали компании для ремонта.
Людмила Максимова, административный директор сети «Вкусно и Точка» рассказала про удачные решения, которые помогут организовать гибкий офис:
• Использовать мобильные приложения с возможностью бронирования переговорных, рабочих и парковочных мест (в компании «Вкусно и Точка» используют Simple Office);
• Закупить электронные передвижные Flip-чарты, а не бумажные, на которых надо писать маркерами (в компании «Вкусно и Точка» используют модели Samsung);
• Увеличить количество переговорных комнат, чтобы проводить таун-холлы, не арендуя внешние площадки (в компании «Вкусно и Точка» количество переговорок увеличилось втрое)
• Учесть кабель менеджмент на этапе проекта, так как в офисе понадобиться много зарядных устройств
• Предусмотреть места хранения складной мебели в офисах с трансформируемыми пространствами
• Обеспечить звукопоглощение с помощью разных акустических решений
• Организовать принт поинты – когда оргтехника собрана в одном месте, в офисе становится тише и меньше тратится бумага.
Сергей Коробец
директор административно-хозяйственного департамента БПС-Сбербанка
В банковской сфере идет очень серьезная конкуренция за кадры. Прежде всего мы говорим о молодом поколении миллениалов. Это очень мобильные люди, которые работают иначе. Их рабочий день требует использования новых функциональных пространств. Задача состоит в том, чтобы обеспечить удобный переход от командной работы к сосредоточенной, дать возможность физической и психологической перезагрузки.
Офис «Сбер Минск», существовавший с начала 2000-х, также подвергся переделке. Для него архитектурное бюро АРХИСТРА разработала концепцию гибкого офиса «Микрогород». Алексей Санду, руководитель и главный архитектор архитектурного бюро АРХИСТРА рассказал, как выстроено новое пространство.
Алексей Санду
руководитель и главный архитектор архитектурного бюро АРХИСТРА
Современный офисный этаж – это по сути микрогород. Здесь есть свой активный центр, тихие пригороды на периферии, есть улицы и перекрестки. В нашем случае тихий пригород – это индивидуальный рабочие места, которые вынесены за периметр шумных зон. Шумная зона – это коридоры, где максимальный трафик. Есть и своя городская площадь в центре, где находятся кабинеты, переговорные, принтерные, гардеробы и вспомогательные помещения
Офис «Сбер Минск» вошел в шорт-лист премии Best Office Awrads 2023.
При разработке концепций гибких офисных пространств архитекторы начали также использовать нейросеть Chat GPT.
Денис Кувшинников
директор департамента интерьеров ABD architects
Нейросеть может стать помощником при генерации идеи проекта, она также может оказать помощь в написании технического задания
Оператор сервисных офисов Apollax Space также проектируют для арендаторов гибкие пространства по собственному авторскому стандарту с увеличенной на 30% площадью функциональных рабочих мест. В основе стандарта компании лежит принцип work-life balance, реализуемый через возможности зонирования.
Иван Гуськов
генеральный директор Apollax Space
За последние два года мы спроектировали и открыли 23 тысячи квадратных метров офисных площадей. Ремонт в среднем занимает 5-6 месяцев, средний CAPEX составил 54 тысячи рублей за квадратный метр без учета мебели. Договор аренды как правило заключаем на 7-8 лет.
ЗАПРОС НА КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОДУКТ В ТЕХНОЛОГИЯХ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Эксперты отмечают интерес заказчиков к комплексным продуктам, будь то поставки стройматериалов или интеграция технологий. Сегодня заказчикам удобнее не самим искать вендоров, а определить требуемый функционал, который нужен в офисе, и передать задачу по подбору оборудования одному подрядчику. В этом случае подрядчик становится по сути IT-интегратором для заказчика, обеспечивает и сервисное, и гарантийное обслуживание, отмечает Дмитрий Вишняков, управляющий директор PRIDEX.
Дмитрий Вишняков
управляющий директор PRIDEX
Если раньше компании пытались внедрять точечные решения у себя в офисах, например, Face ID или систему управления мультимедиа, то сейчас компании приходят с запросом получить комплексный продукт и готовы выделять этажи для тестирования всех технологий. Затраты на умную начинку в структуре смет заказчиков увеличились с 2018 года в 5 раз.
Ответом на запрос комплексных услуг стала складская программа для девелоперов от ГК «Петрович».
Светлана Харитонова
руководитель направления проектных продаж СТД «Петрович»
Не для кого не секрет, что часто при комплектации крупных строительных объектов цепочка поставок стройматериалов либо рвется, либо закупается то, что не нужно, либо не в том объёме. Мы разработали свою программу. Девелопер строит коробку, затем подключаемся мы, используем свою технику, своих людей, точно рассчитываем график поставки продукции на склад конкретного объекта.
Вывод
Заказчики коммерческой недвижимости уже сегодня могут оценить удобство комплексного подхода не только в закупках, но и в управлении проектами с помощью современных PFM-моделей, таких как сервисные офисы. Операторы сервисных офисов отдают предпочтение гибким планировкам. Консультанты подтверждают, что гибкие рабочие пространства с отделкой становятся все более востребованы, даже в таких консервативных отраслях как банковская. Дизайн-проекты разрабатываются с оглядкой на тренд work-life balance, при этом архитекторы начинают активно использовать нейросети, которые помогают ускорить процесс проектирования.