Меняется ли гибридная реальность, вернутся ли сотрудники в офисы, какой вариант выбирают компании – строить для себя или занимать свободные площади?
Тенденции офисного рынка обсудили участники сессии петербургского форума, в большинстве, представители крупных компаний-арендаторов и собственников офисных пространств.
Деталями крупнейшей сделки на российском офисном рынке поделилась Ольга Андреева, директор дирекции имущественных отношений и административного управления ПАО «Газпром нефть». Речь идет о долгосрочной аренде сразу четырех корпусов бизнес-центра «Невская ратуша». В основе этого решения – концепция создания единых офисных кампусов «Газпром нефти». Эта сделка позволит сократить количество офисов компании в Петербурге в шесть раз, с тридцати до пяти.
«Газпром нефть» – цифровая нефтяная компания. Сегодня у компании есть цифровое месторождение, цифровая нефтебаза, баланс персонала смещается от производственного к офисному высококвалифицированному, поэтому нужно включаться в борьбу за привлечение талантов. Сотрудникам требуется большое количество функциональных зон, инфраструктуры (от химчистки до цветочного магазина и маникюрного салона), и создание кампуса позволит эту инфраструктуру создать. Также целесообразным решением компания считает создание единых инфраструктурных объектов, доступных для посещения сотрудниками любого офиса (спортзалы, лектории, незакрепленные рабочие места и пр). Это может повысить привлекательность компании для соискателей и улучшить качество жизни сотрудников.
Ввести в эксплуатацию все четыре корпуса планируется в 2024 году. В будущем концепт может быть воплощен также в Тюмени и Омске.
Еще один пример, актуальный для Петербурга после высвобождения в прошлом году большого количества офисных площадей, - переезд компании Ренессанс страхование из бизнес-центра B-класса в бывший офис компании Microsoft, что позволило объединить сотрудников группы компаний под одной крышей. «Офис остался практически без изменений», - рассказывает Александр Носовский, управляющий директор департамента административно-хозяйственного обеспечения Группы Ренессанс страхование. Помещение идеально подошло компании по дизайну, в нем было минимум брендированности, максимум зон для коллаборации. В планах – уход от классического понимания офисного пространства. К примеру, здесь нет фиксированных рабочих мест.
Тему корпоративной айдентики и кастомного дизайна в офисах раскрыл Семен Латута, заместитель руководителя Департамента Управления недвижимостью Совкомбанк. Несколько лет назад в компании было принято решение повышать качество офисов в Москве и регионах. В большом количестве нужны были предметы интерьера, достойного уровня качества и эстетики, приемлемые по стоимости. Попасть во все эти характеристики удалось благодаря кастому. Все, начиная с рабочих мест и заканчивая полочками для телефонов в санузлах – индивидуально изготовленные российскими производителями изделия. Приоритет отдавался экологичным и износостойким материалам.
Важно то, что офис Совкомбанка в Москве не отличается от регионального – везде поддерживается должный уровень качества и эстетики, что способствует развитию корпоративной культуры.
Олег Дмитриев, руководитель филиала ABD architects в Санкт-Петербурге, рассказал о том, как офисы адаптируются под меняющийся спрос арендаторов и предостерег от ошибок при въезде в ранее занимаемый другой компанией офис. Одна из отмеченных тенденций – средний и крупный бизнес возвращают людей в офисы и постепенно отказываются от гибридного формата работы. Соответственно, возникает необходимость либо уплотнения существующих рабочих пространств, либо поиска новых площадей. Еще один тренд – на трансформируемые пространства, которые могут выполнять разные функции. Немногие компании могут позволить себе создать разнообразную инфраструктуру, поэтому формируется тренд на общедоступную инфраструктуру в бизнес-центрах.
Важным архитектор считает собирать обратную связь, анализировать пользовательский опыт. «Нет единых решений для всех компаний».
Что касается переезда в вакантные пространства после других арендаторов – важно провести квалифицированный анализ, выявить соответствие ожиданиям по вместимости, планировочным возможностям и другим характеристикам. Особенно это важно, если офис планируется к покупке.
Завершил встречу своим выступлением Виктор Петров, главный архитектор офисных интерьеров компании МТС. Компания стала активно расти, создавать и развивать новые продукты, стало очевидно, что офисы тоже требуют реорганизации и обновления. Они были неуютными, что стало барьером на пути привлечения кадров и возвращению сотрудников на рабочие места после пандемии. Новый формат офисов МТС – пространства, где стирается грань между домашним уютом и рабочей атмосферой.
Компания старается охватить в стенах офиса как можно больше сфер жизни и деятельности человека, в том числе, досуг и решение бытовых вопросов.
«Впереди у нас еще много интересной работы, сложной, но важной. Для нас дизайн – это крайне важный инструмент бизнеса. Мы понимаем, что для того, чтобы делать качественные, нестандартные цифровые и аналоговые продукты, нужно дать людям возможность мыслить нешаблонно, нестандартно, «вне коробки». Для этого их нужно снабдить необходимой инфраструктурой, чтобы побудить к созидательной деятельности», - говорит архитектор.
Модератор сессии Елена Малиновская, компания Millhouse, подвела итоги словами о том, что все трансформации рабочих пространств происходят сегодня в пользу сотрудников, что офисная индустрия становится мощным HR-инструментом, а сами офисы – физическим воплощением привлекательности компании для трудоустройства.