Исследование Gallup, проведенное в 2022 году, показало, что 44% людей по всему миру из 122,4 тыс. опрошенных испытывают стресс в офисе. На петербургском форуме Business Design Dialogue SPb эксперты обсудили различные методы создания рабочих интерьеров, позволяющих избавиться от стресса и сделать людей счастливее, затронув такие темы, как психология, биофильный дизайн и роль искусства в интерьере.
Создание комьюнити
Датский Институт счастья выделяет шесть факторов, которые влияют на состояние счастья: чувство общности, свободу, здоровье, доверие, доброту и деньги. Екатерина Фадеева, основатель студии Design Strategy, модератор бизнес-сессии Happy Living, указывает на то, что пространство может влиять сразу на несколько из этих критериев.
Самый банальный пример, по ее словам, – создание зон коллаборации в офисах. Оригинальные же приемы можно найти в современных ЖК, например, общественные огороды и сады – это земля, на которой горожане вместе выращивают цветы, овощи и другие растения. При этом пространства, объединяющие по интересам, не должны быть прерогативой премиум-класса. Фадеева привела пример здания-коммуны Walden7 в Барселоне, которое относится к эконом-сегменту. Комплекс был построен в 1997 году по проекту Рикардо Бофилла. Здесь есть общественный сад, который является одним из самых больших в городе. «Walden7 построен для самых простых людей как раз для того, чтобы они общались, знакомились, чтобы здесь формировалось сообщество», – говорит Екатерина Фадеева, Design Strategy.
Биофильный дизайн в апарт-отеле Well
Биофильный дизайн и искусство также могут улучшить психологическое состояние человека. «Биофильный дизайн – тренд 2022 года согласно Global Wellness Institute и, пожалуй, это самый полезный тренд в дизайне, потому что главная его задача является восстановить связь человека с природой, а значит, создать ощущение спокойствия и гармонии», – говорит Екатерина Ксенофонтова, руководитель проекта RED LINE.
Вместе с Александром Погодиным, партнером и директором УК Well, Екатерина Ксенофонтова рассказала о питерском проекте апарт-отеля Well с биофильным дизайном и о приемах, которые они использовали. Среди них – бионические формы, натуральные материалы и цвета, освещение, соответствующее циркадным ритмам человека, использование растений в интерьере и на территории комплекса, которая будет благоустроена по авторской концепции ландшафтного бюро Derevo Park. Компания также инвестировала в системы увлажнения воздуха в апарт-отеле, что поможет уменьшить симптомы стресса, связанные с дыханием.
«Архитекторам и дизайнерам стоит подходить к новым объектам комплексно, учитывая архитектуру, ландшафт и внутреннее наполнение. Важно целостное ощущение от пространства и его окружения», – говорит Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE. Искусство также должно работать в совокупности с интерьером, брендом и маркетинговой концепцией.
Современное искусство в коворкинге Kazanskaya PAGE
В новом коворкинге Kazanskaya PAGE по проекту бюро DESIGNIC искусство стало важным элементом идентичности и узнаваемости бренда. «В процессе работы над проектом мы поняли, что простого комфортного интерьера недостаточно, и необходимо создать нечто большее, сделать коворкинг местом притяжения», – рассказала Елена Елисеева, руководитель проектного отдела DESIGNIC. Отличительными особенностями интерьеров коворкинга стали арт-объекты в виде страниц книг и авторские постеры с силуэтами писателей, имена которых связаны с Санкт-Петербургом.
Эксперты сессии поделились лайфхаками по внедрению искусства в интерьер.
• Договориться о бартере с галереей, поддержать локальных художников
«Современное искусство не обязательно должно быть дорогим и недоступным. Есть много инструментов, позволяющих не покупать дорогостоящие работы. Можно договориться о бартерной системе или арендовать работы у галерей. Также можно поддержать местных художников», – говорит Елена Елисеева. Художник Ивана Шкулипа для коворкинга Kazanskaya PAGE создал алфавит из 33 персонажей, которые спрятаны в интерьере. Арт-решение создает элемент любопытства, когда посетители ищут спрятанных человечков.
• Провести тематическое мероприятие, посвященнее искусству
Тема искусства также может стать общим интересом и использоваться для создания комьюнити и объединения людей. PAGE DESIGN DAY стало первым образовательным мероприятием коворкинга в рамках серии PAGE DAY’s. Мероприятие посвятили актуальным темам в сфере дизайна, искусства и креативных индустрий.
• Привлечь современных скульпторов
Современное искусство является неотъемлемой частью проектов ГК «БестЪ», - говорит Мария Сумарокова, генеральный директор управляющей компании PAGE. Так, в ковриге AVENUE из морских контейнеров, расположенном в деловом квартале AVENUE, присутствуют интересные арт-объекты, такие как скульптура человека, толкающего стену. Этот объект привлекает внимание посетителей и вызывает желание сделать фотографии с ним. Это, в свою очередь, способствует органическому трафику в социальных сетях, без дополнительных затрат на маркетинг со стороны компании-владельца. Автором «Толкающего стену» является скульптор Антонина Фатхуллина.
• Повесить в лофте абстрактную картину
Татьяна Кузьмичева, основатель международной галереи ARTVOICE ONLINE отмечает, что в современные коммерческие интерьеры в стиле минимализма или лофт очень хорошо и легко вписываются абстрактные картины. Они отвлекают внимание от негативных мыслей и эмоций, стимулируют творческое мышление, что также способствует снижению стресса и улучшению настроения, добавляет Андрей Мунц, преподаватель МАРХИ, художник-абстракционист. «Даже гобелен с вышивкой способен разнообразить типовое решение бизнес-центра и вызвать новые эмоции. Где креатив, там творчество, где творчество там успех и счастье», – говорит Елена Елисеева, DESIGNIC.