Зачем и как проектируются сервисные пространства для разных типов недвижимости? Рассказывает руководитель отдела интерьеров российского офиса Blank Architects Анатолий Артов.
Понятие сервиса становится ключевым в градостроительном развитии: фактически каждый объект сегодня, от офисного центра до жилого квартала, должен предоставлять своему посетителю определенный ожидаемый набор услуг и становиться пространством, где удобно и комфортно получать сервисы. Руководитель отдела интерьеров российского офиса Blank Architects Анатолий Артов рассказал о том, какой подход архитекторы и проектировщики применяют к сервисным объектам, что входит сегодня в эту типологию и почему в ближайшие годы доля таких пространств будет только расти.
Глобальная идея
При разработке сервисных пространств для разных типов недвижимости может применяться два изначальных подхода. Первый – реализация идеи еще на этапе генерального проектирования. В этом случае заказчики заранее продумывают, какие сервисные составляющие хотели бы видеть в концепции своего проекта, и предоставляют архитекторам готовый набор пространств, которые мы в свою очередь должны правильно представить в проекте. Чаще всего этот пул включает в себя эксплуатируемую кровлю с озеленением и зонами отдыха, видовые террасы, а также определенные сервисы в лобби объекта.
Набор услуг различается в зависимости от типа недвижимости. Например, для офисного центра стремятся заранее предусмотреть переговорные комнаты в общественных пространствах, конференц-залы или амфитеатры для проведения презентаций. В жилом же комплексе заранее продумывают возможности для удаленной работы будущих жителей: это могут быть зоны коворкинга в лобби, мягкие мебельные группы для проведения неформальных встреч или подписания документов. Примечательно, что и в деловой, и в жилой недвижимости сегодня возрастает роль сервисных пространств под открытым небом. Например, в наших проектах, бизнес-центре GEOLOG на ул. Обручева и в жилом квартале «Мылзавод» в Новосибирске мы по заданию заказчиков предусмотрели террасу и эксплуатируемую кровлю. Озеленение позволяет повысить комфорт и уровень ментального благополучия пользователей, а тренд на биофильную среду актуален для объектов всех типов.
Интерьерный подход
Второй вариант появления сервисных пространств в объектах – это проектирование их исходя из параметров интерьера. В этом случае уже архитекторы выступают генераторами идей для заказчика и предлагают сервисы для проекта самостоятельно, исходя из площади и возможностей интерьеров.
При таком подходе можно позволить больше креативных решений и заложить в проект на первый взгляд незаметные, но очень функциональные решения. Например, велосипедные комнаты в подземном паркинге. Такие решения практичны и для деловых центров, и для ЖК: Москва большое внимание уделяет развитию сервисов малой мобильности, при этом далеко не во всех бизнес-центрах существуют удобные крытые велопарковки и комнаты для хранения электросамокатов.
Часто одним из ключевых сервисов в торговом центре или жилом комплексе становятся гибкие рабочие места. Сегодня удаленная работа продолжает оставаться актуальной, а наличие коворкинга и переговорных в составе объекта способно повлиять на выбор посетителей. Одна из главных задач торгового центра – это увеличение времени пребывания посетителя в объекте, и именно коворкинг подходит для этих целей как нельзя лучше. Когда в одном месте можно совершить покупки, забрать доставку из постамата, поработать в удобной оборудованной тихой зоне, мы получаем универсальный набор сервисов, необходимых для современного горожанина.
Подобные решения мы предложили, к примеру, для концепции ТРК «Кузьминки Молл», интерьеры которого создали с акцентом на удобство сервисов для жителей ближайших районов и связь с окружением – парком «Кузьминки».
Немаловажную роль сервисные рабочие пространства будут играть и для гостиничной недвижимости. Размещение в отеле коворкинга или переговорных комнат способно работать на увеличение времени пребывания гостей: тех, кто, отправляясь в город по рабочим делам, может задержаться на выходные, обеспечив себе при этом удобное рабочее место. Для создания коворкингов могут использоваться тихие зоны библиотеки в лобби, конференц-залы с функцией трансформирования количества посадочных мест. Также практически обязательным решением стало заложение на этапе проектирования небольших рабочих мест в номерах гостиниц: удобная консоль и рабочее кресло не требуют большого места, при этом значительно повышают привлекательность отеля для деловых туристов.
Для того, чтобы сформировать оптимальный набор сервисных пространств, важно исходить и от окружения объекта. В условиях плотной застройки внутри ТТК в Москве, например, не все сервисы будут востребованы. Чем дальше мы уходим от центра города, тем больше возможностей для пользователей необходимо заложить. Поэтому в жилых комплексах или деловых центрах за МКАД практикуется создание целых галерей с ритейлом и центрами услуг. Оптимальным решением для бизнес-центра в отдалении от окружающей застройки станет включение в его состав бытовой и образовательной инфраструктуры для взрослых и детей: например, встроенный в проект частный детский сад, центр государственных услуг, фудхолл с маркетом фермерских продуктов и многое другое.
Вход и выход
Большинство сервисных пространств сосредотачиваются во входных зонах объекта: такое решение позволяет увеличить их востребованность и привлечь к использованию в том числе людей, проживающих в окружении. Кроме того, проектирование сервисов в максимальной доступности для всех повышает открытость городской среды в целом и позволяет объекту вне зависимости от его типа стать точкой притяжения. Для того, чтобы грамотно расположить сервисы, используется пространство по периметру лобби. Таким образом, можно также задействовать зоны с витринным остеклением первого этажа, что сработает на повышение привлекательности объекта в целом.
Стоит выделить разницу в подходах к проектированию сервисов в зависимости от класса объекта. Если мы говорим о жилых комплексах классов комфорт или бизнес, то здесь архитекторам необходимо исходить из того, чтобы сделать объект привлекательным снаружи. Соответственно, все закладываемые сервисы, от кофейных точек до центров бытовых услуг, должны быть просматриваемыми с территории и проектироваться в зонах со свободным доступом. Тот же подход практикуется в бизнес-центрах классов А и В+, где территория и ландшафт становятся первой точкой контакта посетителя и должны «приглашать» в объект, который позволит использовать свои сервисы всем желающим.
В жилых и деловых проектах класса премиум (например, бизнес-центрах, рассчитанных на размещение штаб-квартиры одного арендатора) приемлемым будет иная направленность. И жители комплекса, и сотрудники бизнес-центра должны иметь возможность пользоваться приватной инфраструктурой, не покидая объект и его территорию. В таком случае решения сервисов закладываются исходя из отсутствия необходимости их коммерциализации: коворкинг, салон красоты или детская игровая комната могут располагаться в глубине этажа, а доступ к инфраструктуре получат только жители или сотрудники, а не посторонние.
Вывод
Сейчас концепция сервисных пространств только набирает обороты, но уже есть потенциал к проектированию принципиально новых форматов услуг. С учетом роста озабоченности экологией города, в новых объектах можно будет увидеть зоны для сортировки отходов и сдачи вещей в переработку. Интенсивное старение городского населения приводит к необходимости создания в многофункциональных и деловых комплексах, например, центров активного долголетия или гериатрических услуг. Забота о счастливом детстве приводит к проектированию в бизнес-центрах специальных детских зон и игровых площадок на территории. Таким образом, с помощью сервисной концепции мы можем получить гибридные объекты, где в будущем функционал для работы и жизни будет не разделяться, а сочетаться.