Open Space vs. Privacy

Open Space vs. Privacy

Приватность или открытость?

Концепция организации офиса open space в последние годы является наиболее востребованной во всем мире. Во-первых, такая система помогает интегрировать сотрудников в команды и эффективнее обмениваться информацией. Во-вторых, открытая планировка существенно экономит площади офиса, снижает затраты на отделку и инженерию и является более гибкой при необходимости проведения реорганизации пространства.

Но в последнее время во многих странах переход к формату open space заметно сократился. Современные компании не спешат полностью переходить на данную концепцию, поскольку помимо очевидных плюсов она несет в себе и немало минусов.

Как отмечено в журнале The New Yorker, исследования выявили, что офис с открытой планировкой часто мешает сконцентрироваться, повышает уровень стресса, снижает продуктивность, удовлетворенность, мотивацию и, как ни странно, уровень креативного мышления.

А вот аналитик журнала Science Daily подчеркивает, что сотрудники, работающие в open space, чаще берут больничные и пропускают больше дней.

С другой стороны, в The New Yorker также упоминается исследование, согласно которому, молодые сотрудники менее восприимчивы к недостаткам open space. Более того, работники разных поколений имеют фактически противоположные предпочтения к рабочему пространству. Представители поколения Z, которые совсем скоро заполнят офисы, согласно прогнозам, предпочтут более консервативные рабочие пространства, с акцентом на приватность и четкое разделение рабочих мест.

По мнению специалистов из Bloomberg Businessweek, ключевым моментом поддержания продуктивности и удовлетворенности всех сотрудников на высоком уровне является адекватный баланс открытых и приватных рабочих пространств.

Сергей Коннов
Главный редактор officenext.ru

Причиной появления первого open space в российском офисе стала самая обычная экономия арендуемой площади, а также возможность рассадить большее число сотрудников, чем при кабинетной системе. К тому же, при такой свободной планировке у сотрудников возникало ощущение работы в команде, чувство локтя, открытое и позитивное восприятие пространства, а заодно и бренда компании-работодателя.

Не многие руководители при этом понимали, что open space является и важным качественным элементом процесса обучения молодых сотрудников: "новичок" смотрит, слушает, что и как говорят по телефону его старшие товарищи, впитывает их стиль поведения и быстро учится. В этом заключается основной и очевидный плюс open space.

Минусы свободной планировки сначала не были столь очевидными, но со временем они проявились в проблемах с акустикой, постоянном фоновом шуме, спонтанных и раздражающих факторах, потере концентрации.

Значит ли это, что open space себя изжил? Не думаю. На мой взгляд, оптимальное решение заключается в комбинации и разумном сочетании подходов. Важно создать в open space акустические "островки спокойствия" или, наоборот, небольшие открытые зоны внутри кабинетной системы. Выбор же правильного соотношения open space и закрытых кабинетов подскажет специфика бизнеса компании и здравый смысл.

Производители офисной мебели активно разрабатывают продукты, способные удовлетворить потребности сотрудников различных поколений. Всевозможные перегородки, мини-будки и мини-кабинеты призваны максимально выделить сотрудника из общего пространства, создать ощущение приватности и защищенности. Занимая небольшую площадь, такие дизайнерские решения могут существенно повысить эффективность работы и удовлетворенность сотрудника своим рабочим местом.

Hush от Martela

Будка для работы Hush от компании Martela позволяет создать маленький рабочий кабинет в любом месте офиса.

А благодаря одно- и двухместным диванчикам-боксам от LoooK зону для приватного разговора или отдыха можно сделать даже в самом центре шумного офисного пространства.

LoooK Box от LoooK

Еще одна новинка - архитектурная система Compose от Haworth. С ее помощью можно организовывать гибкое, легко изменяющееся пространство для разных стилей работы.

Архитектурная система Compose от Haworth