Как вернуть сотрудников в офисы, для чего и какие нужны «фишки» и интерьерах, планировках и сервисах, как оптимизировать расходы, и почему вообще стоит вкладываться в офис сегодня? На эти и другие вопросы искали ответа участники сессии «Философия офиса сегодня и завтра: концепты, стратегии, прогнозы» в рамках форума Business & Design Dialogue 2024.
Модератор сессии, Павел Якимчук, партнер и руководитель департамента управления строительными проектами Commonwealth Partnership, представил выступающих и предложил в обсуждении выйти за рамки архитектуры, обратиться к смыслам в первую очередь.
Первым слово взял Иван Прокофьев, управляющий недвижимостью в компании Яндекс. Главный посыл выступления был в том, что офисное пространство нужно проектировать толково и для людей. А если цель – вернуть сотрудников в офис, нужно понять, что они делают дома, почему им так важно там оставаться, и научиться закрывать эти потребности в стенах офиса. Причем, для того чтобы удержать людей в офисе, нужно иногда выходить за его пределы, формировать корпоративную среду, создавать общий вайб, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя «в центре событий и частью этих событий». По словам Ивана, в этом и есть сегодня философия офиса.
Чего же еще ждут сотрудники от офиса, что ценят, и как их «выманить» из дома? Об этом рассказал Эдуард Моисеенко, начальник управления делами СК «Сбербанк страхование жизни». По словам Эдуарда, сегодня на рынке большое количество интересных с архитектурной точки зрения офисов, и помимо комфортного рабочего места и уютного пространства у сотрудников есть ряд требований в части административно-хозяйственного сервиса. «Внутренних клиентов» офисов интересуют: здоровье и гигиена (аптечные боксы, косметические средства, мелочи вроде ватных палочек, технические средства, как ионизаторы, системы очистки воды, душевые и пр.), организация питания, инфраструктура для транспорта (зарядки для электрокаров, вело-, мото- и автопарковки, корпоративное такси), досуг (от настольных игр до мини-гольфа и сквоша), комфорт пространства, welcome-мерч и, конечно, ESG. Как вывод: важно создавать полноценный сервис, основанный на потребительских трендах. А отследить меняющиеся тренды можно только благодаря общению.
Тему долгосрочного благополучия на примере офиса компании Headhunter постарались раскрыть Марина Лобынцева, административный директор Headhunter, и Екатерина Фадеева, архитектор, дизайн-исследователь, основатель студии Design strategy, преподаватель БВШД. Оба спикера сошлись во мнении, что главная задача офиса – сделать сотрудников счастливыми. Что для этого нужно? Проявлять заботу, прислушиваться к потребностям, создать среду для общения и взаимодействия. Детские сады при офисах, продленки для детей-школьников, психологи, салоны красоты, занятия спортом или творчеством, свежевыжатые соки по утрам – все эти проявления заботы «заставляют» вернуться в офис тех, кто изначально не хотел. Еще одна важная составляющая успеха – ESG-проекты, которые в Headhunter также успешно реализуются. Что же касается архитектурной составляющей офиса, здесь важно не останавливаться на сдаче/приемке объекта, важен процесс обратной связи и дальнейшая адаптация пространства.
Все эксперты высказывались на тему того, каким должен быть офис. О том же, как вписываться в бюджет, рассказала Мария Борисова, директор по развитию Гинт-М. Экономить, по мнению спикера, не стоит на базовых вещах: достаточное количество-воздуха, правильный свет, эргономичная мебель, инфраструктура, достаточное количество мощностей. Что касается бюджета, не выйти за его рамки можно, рассмотрев альтернативные варианты светильников, напольных покрытий, вентиляционных решеток и пр. Дорогостоящие «умные» решения, к примеру, автоматическое открытие и закрытие штор, могут оказаться бессмысленной тратой – их нужно тщательно продумывать.
Еще один способ как уложиться в бюджет осветила Ольга Володина, co-founder и генеральный директор MANUFAQTURY. Это Fit Out, или ремонт «под ключ». В этом случае архитектурные решения корректируются с целью не выйти за рамки, а заказчику не приходится принимать активное участие в процессе реализации проекта. Еще одна актуальная тенденция – редизайн или реновация «малыми средствами» высвобожденных помещений, ранее занимаемых иностранными компаниями. Здесь есть несколько разных по стоимость за кв. метр вариантов, которые позволяют сделать офис «лицом» нового арендатора в короткие сроки. Для некоторых из присутствующих на сцене экспертов стало приятным открытием, что обновление офиса сегодня можно выполнить по стоимости до 100 000 рублей за квадратный метр.
Наконец, Юлия Парфенова, партнер и начальник отдела интерьеров IND, рассказала об особенностях и сложностях проектирования штаб-квартир для крупных и консервативных компаний со средним возрастом сотрудников 30-50 лет. Штаб-квартиры площадью 60-80 тысяч кв. м предполагают большой объем работ в сжатые сроки. С точки зрения дизайна, сложность в том, чтобы сохранить единство разных компаний одной группы, но при этом подчеркнуть индивидуальность каждой. В качестве важных моментов для сотрудников таких крупных офисов Юлия отметила возможность не чувствовать себя в гигантском open space как на «китайской фабрике». Людям нужно уединение, нужна более камерная атмосфера – здесь на помощь приходит кластерная организация пространства.
В завершении встречи все участники высказались о том, что эффективность применения озвученных решений и наполнения офисов смыслами можно измерить, получив обратную связь от сотрудников. Высокая скорость найма и позитивные отзывы соискателей – тоже показатель правильности выбранного курса. Помочь в оценке могут и автоматизированные аналитические инструменты. В конечном счете, счастливые сотрудники – это и есть главная метрика.