В этом году в рамках майского форума Business & Design Dialogue 2024 тема образовательных пространств впервые была удостоена отдельной полноценной дискуссии. Это говорит о том, что сфера образования становится полноценным участником рынка, интересным для девелоперов, архитекторов, активно развивающимся. Участники сессии «Новая образовательная среда» представили новые тенденции в решении пространств для обучения, рассказали о стандартах проектирования, которые действуют сегодня, показали удачные примеры.
Модератором встречи стала Ксения Докукина, главный редактор журнала EdDesign Mag.
Первым слово взял Сергей Остроух, основатель, генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО. Сергей рассказал немного про общие тенденции в проектировании школ и других образовательных пространств. Это и новые технологии, и новые сценарии обучения, удобство для потребителя, чувство эстетики. Существует большой запрос на гибкость, баланс между прозрачностью и безопасностью, общественные функции, возможность достраивания объектов в процессе эксплуатации. В бюро ИМАГО предлагают использовать понятие ХОП (хороший образовательный проект) для измерения качества таких объектов. Сюда относятся экономическая эффективность, эстетическая привлекательность пространства, максимальный комфорт для пользователей. Кстати, комфорт, по словам Сергея, - это далеко не всегда дорого.
Игорь Афанасьев, руководитель группы проектов ГК «А101», продолжил развивать тему качественной среды в образовании и отметил, что пространство для обучения должно быть таким, в котором дети не будут бояться пробовать, экспериментировать, ошибаться. Базовые принципы проектирования - многофункциональность, трансформируемость, проницаемость, вертикальное зонирование. Сердцем школы в ГК «А101» некогда сделали многофункциональный атриум, который вытеснил привычные актовые залы. Теперь наличие атриума в московских школах стало четким требованием Департамента образования. Еще один значимый момент: школы становятся центром притяжения района, это тоже нужно учитывать при проектировании.
Подвела итог уже озвученному Александра Корнеева, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы. Александра рассказала о стандарте «Московская школа» и о таких тенденциях как укрупнение объектов образования, строительство единых комплексов совместных объектов (школа + детский сад), о важности использования современных визуальных решений и материалов, привычных для городской среды – таких, какие дети привыкли видеть в городе. Особенно важно, по словам Александры, работать с управленческими командами школ, чтобы педагоги умели пользоваться новыми пространствами, и с инженерными системами не возникало вопросов.
От идеологии эксперты перешли к материальному. О том, как современные материалы могут стимулировать образовательную среду, было выступление Регины Зацепиной, коммерческого директора KRAFTER. Регина представила множество вариантов применения HPL в интерьерах школ, на фасадах, детских площадках. При помощи HPL можно создавать вдохновляющие зоны для детей – яркие и безопасные. Материал является влагостойким, антивандальным, негорючим и, что важно, экологичным.
Конечно, учебные пространства не ограничиваются школами и детскими садами. И не всегда есть возможность строить объекты с нуля, часто приходится работать с уже готовыми зданиями. О ходе реализации масштабного корпоративного образовательного проекта рассказал Александр Збарский, заместитель начальника Департамента управления персоналом РЖД. Компания в настоящий момент проводит реновацию учебных центров – всего их 71 по стране. Введено в эксплуатацию после реновации – порядка 25%. Задачей было не просто сделать ремонт, а создать узнаваемую среду, обеспечить более комфортные условия для обучающихся, снизить отклики со знаком «минус» о процессе и условиях обучения. Всего этого удалось добиться, но впереди еще много работы, и используемые решения планируется совершенствовать, а в дальнейшем и масштабировать.
Финальным стало выступление Елены Лепик, заведующей кафедрой визуальных искусств Международной гимназии «Сколково», и Екатерины Кожевниковой, дизайнера архитектурного бюро FORM. В гимназии «Сколково» растят инноваторов, исследователей, которые смогут менять мир к лучшему. Здесь важным считается критическое мышление, креативность, командное взаимодействие. Всему этому должно способствовать учебное пространство. Уроки здесь, благодаря гибкой организации, проводятся по самым разным сценариям. Более того, у детей есть возможность самостоятельно проектировать и воплощать некоторые интерьерные решения. Часть пространств гимназии сегодня требует обновления. Об уже обновленной недавно библиотеке рассказала Екатерина Кожевникова. Это не просто место для чтения и работы в тишине, это многофункциональное, модульное и легко трансформируемое пространство для всех возрастов, со множеством сценариев использования.
Итак, у школьных и других образовательных пространств сегодня много общего с офисами – как с точки зрения дизайна, как и с точки зрения философии. Грамотный подход к проектированию позволяет не только качественно реализовывать процесс обучения, но и делает пребывание в стенах школы приятным для учеников, что немаловажно.