Не только офисную и жилую недвижимость удалось обсудить участникам рынка в рамках форума Business & Design Dialogue 2024. Сфера гостеприимства тоже не осталась без внимания. Сессия «Next Hotel. Потенциал и возможности для развития российских отелей», организованная совместно с Russian Hospitality Awards, была посвящена обсуждению значимости архитектурных и дизайн-решений в российских отелях, темы стандартизации и «звездности», актуальных технологий и долговечных материалов.
Модерировала сессию Алена Колодина, основатель и руководитель Russian Hospitality Awards и Global Hospitality Club. Алена познакомила присутствующих с трендами отельного рынка, такими как рост внутреннего туризма, расширение географии путешествий, создание и развитие круглогодичных комплексов, цифровизация отрасли. Растущие виды туризма сегодня: событийный, гастрономический и винный, бизнес-туризм, авто- и мототуризм, экспедиционный, агро-туризм и даже сонный. Как в связи с этим меняется отельная недвижимость, и чего ждать в будущем – рассказали приглашенные эксперты.
Первым слово взял Вячеслав Соловьев, директор по развитию бизнеса Cosmos Hotel Group. К уже озвученному Вячеслав добавил, что к ключевым трендам сегодня можно отнести экологичность и устойчивое развитие, технологичность, ориентацию на локальность. Важно создавать в отелях инфраструктуру для удаленной работы. Также есть большой запрос на оздоровление – массаж, тренажерные залы и т. д.
Традиционно индикатором уровня качества отеля для потребителей является его «звездность». О принципах существующей классификации рассказала Лилия Биткулова, генеральный директор «Звезды Отелям», член экспертного совета Федерации рестораторов и отельеров России. Лилия отметила, что существующие нормативы пора пересматривать в связи с интенсивным развитием индустрии гостеприимства. Изменения уже прорабатываются, но главный принцип – номер в отеле должен способствовать отдыху. Комфорт – на первом месте. Это и расстановка мебели, и микроклимат, и аромат, и акустика. Но помимо перспектив у отрасли есть и проблемы. В частности, нехватка персонала, которая весьма ощутима.
Помимо качественного сервиса и разнообразной инфраструктуры для большинства гостей сегодня очень важна архитектурная и дизайн-составляющая. Анатолий Артов, руководитель направления интерьеров Blank Architects, отметил, что значимым фактором в проектировании отелей является уникальность. Ведь человек словно «покупает» себе другую жизни на определенный срок, этот опыт должен быть запоминающимся, интересным.
Лариса Аниканова, генеральный директор бюро офисных и общественных пространств AIKI design, раскрыла принципы взаимодействия архитекторов с девелоперами при создании интерьеров апарт-отелей. Часто апарт-отели размещаются в уже готовых, так называемых «неудобных» зданиях. Работа над проектом включает в себя: аудит здания, приспособление к функции апарт-отеля, определение целевой аудитории, формирование продаваемых продуктов, анализ соотношения функциональных зон и итоговых планировочных решений, стратегию управления и эксплуатации, подготовку к запуску, прохождение гостиничной сертификации. Важные моменты здесь – скорость запуска проекта и соответствие реализации рендерам, которые изначально были представлены клиентам.
В своих выступлениях эксперты подчеркивали, что эстетика важна, но не нужно забывать про практичность используемых решений, долговечность мебели, материалов, поверхностей. О том, как сохранить номерной фонд в первозданном виде на 10 или даже 20 лет, рассказал Андреа Серфилиппи, коммерческий директор LAMINAM Rus, выступившей партнером сессии. Секрет – в использовании керамических поверхностей. Не только в санузлах, не только на полу, но и на стенах, потолках, в предметах мебели. Крупноформатные ультратонкие керамические поверхности LAMINAM обладают не только влагостойкостью, износостойкостью, устойчивостью к ультрафиолету, удобством в эксплуатации – они позволяют создавать разнообразие дизайнерских решений из, казалось бы, одного материала. В каталоге LAMINAM – 170 дизайн-текстур, 11 видов поверхностей. Все это дает простор для творчества и одновременно дарит уверенность в том, что через год-два ремонт не нужно будет обновлять.
Завершилась сессия выступлением Елены Крыловой, арт-директора, основателя «Студии дизайна Елены Крыловой» на тему использования искусственного интеллекта в дизайне интерьеров. Елена рассказала о том, как созданный один раз интерьер шаблонного «белого» номера для отелей 3-4 звезды архитекторы дорабатывают средствами ИИ под конкретные задачи. Конечно, инструмент используется профессионалами, и ими же корректируется результат, но в целом, по подсчетам архитекторов, эта методика позволяет сократить время работы над проектом типового отельного номера на 30-70%.
Так, эксперты сошлись во мнении, что бурное развитие внутреннего туризма выводит отельную отрасль на новую ступень, стандарты начнут меняться, рынок будет активно пополняться профессионалами, а дизайну будет уделяться все больше внимания.