Много ли в офисах кастомных изделий?
В новом обзоре о тенденциях и трендах в оснащении офисов мы решили рассказать о том, как обстоят дела с изделиями на заказ: востребованы ли они сегодня, в большей или меньшей степени, чем раньше, и почему. Как обычно, пригласили к разговору нескольких экспертов, которые поделились своим видением текущей ситуации на рынке и, в целом, рассказали немало интересного.
Кастом на примере одного проекта
Каринэ Геворгян
генеральный директор компании ARTLIGHT
Во многом благодаря развитию IT-сферы в России с их нестандартным подходом к организации рабочих мест в последние 5-6 лет практически любой среднестатистический офис перестал быть просто местом работы, а превратился в пространство для самореализации и самовыражения. Этому в первую очередь способствует дизайн в целом и светодизайн в частности. Интерьер и свет перестали быть просто функцией и инструментом, но стали источником хорошего настроения, атмосферы и даже повышенной продуктивности.
Для нас как для производителя с тех пор, как в оформлении офисных пространств отказались от концепции «светильники армстронг 600*600» в пользу human centric lighting и well-being, работа над проектами стала намного более творческой и креативной.
Для себя главными задачами мы видим понимание и реализацию желаемого заказчиком без ущерба функционалу. В этом нам помогает светотехническое проектирование и возможность настройки сценариев уже на этом начальном этапе, благодаря чему возможно наглядно продемонстрировать все возможности осветительных приборов. Также важно понять, для каких видов работ будет предназначаться каждое пространство, чтобы каждый люмен был обоснованным. Отталкиваться только лишь от нормативов и ГОСТов недостаточно, поскольку, как с долей шутки говорят в нашей профессиональной среде: «норма – это когда хуже уже некуда».
На примере офиса Space307 мы просчитали оптимальные мощности светильников для достижения желаемого уровня освещенности в зонах различного назначения: на рабочих местах, в проходах, переговорных и местах отдыха. Для поддержания дизайн-концепции согласовали покраску изделий по RAL.
Офис Space307, реализованный при участии ARTLIGHT
Одним и тем же светильником трудно решить разноплановые задачи, поэтому для стилистически единого офиса были подобраны светильники из основного ассортимента и разработаны кастомные светильники различного типа монтажа: профильные подвесные и накладные нестандартных форм и размеров, трековые светильники с необычным креплением в профильные кольца, а также встраиваемые даунлайты.
Конечно, данный проект можно было бы реализовать на базе стандартных моделей из нашего обширного каталога ARTLIGHT, но это потребовало бы определенных компромиссов в оформлении и зонировании пространства, на которые заказчик не был готов идти. В принятии такого решения его также поддержала итоговая стоимость проекта, которая благодаря разумной ценовой политике не превысила планируемый бюджет.
После того, как запрос заказчика сформулирован, мы переходим к созданию технологической карты для нашего производства и к самому процессу изготовления. На этом этапе крайне важно взаимодействие менеджера проекта, который ставит техническое задание, с инженером, чтобы желания заказчика максимально совпали с реальностью.
Увидеть и оценить результат совместных усилий дизайнера, заказчика и нашей команды можно на фотографиях офиса Space307.
Кастом вчера и сегодня
Нам также хотелось узнать, что изменилось для архитекторов и производителей в связи с уходом с российского рынка многих зарубежных брендов. Отразилось ли это на офисных проектах и каким образом.
Дмитрий Овчаров
руководитель студии Nefa Architects
Часть нашей студии Nefa Architects переехала в Сербию, мы работаем в Белграде и делаем здесь несколько интересных проектов для IT-компаний. Бо́льшая часть студии по-прежнему работает над проектами в России, поэтому я могу рассказать, как обстоят дела с изделиями на заказ и там. Прежде всего, кастом – это большой диапазон как дизайнов, так и стоимости, поэтому в отсутствии каких-то брендов, которые ушли с рынка или стали дороже, потому что их продукцию необходимо ввозить через третьи страны, роль кастома безумно выросла, и мы это видим по проектам. Нет необходимости ждать или переплачивать, можно просто создать свое.
Офис Ростелеком-Солар, Nefa Architects
Что касается Сербии, здесь нет проблем с привозами, но наши офисы в большой степени строятся на кастомных решениях, поэтому, сделав проекты, мы потратили довольно много времени, чтобы найти здесь качественных производителей – посещали фабрики, смотрели качество, выбрали несколько вариантов. Теперь, завершив один большой проект (офис для Яндекса), мы получили необходимый опыт и знаем, с кем можно работать.
Стало ли больше / меньше работы?
О том, как изменились офисные проекты, стало ли их больше/меньше, стало ли в целом больше или меньше работы, появились ли какие-то трудности или, наоборот, открылись новые перспективы, мы спросили у участников рынка.
Валентина Мельникова
коммерческий директор DK Project
Действительно, мы в DK Project наблюдаем смену тренда на рынке оснащения офисных интерьеров. Раньше заказчики требовали комплексное оснащение офисов "под ключ" преимущественно иностранными ведущими брендами, сейчас же тенденции изменились.
Alfa Digital Home SPb, реализованный с участием DK Project
Конечно, количество и объем заказов снизились, также по составу заказов мы наблюдаем слом тренда. Вместо упомянутых крупных брендов и стандартной, но дорогостоящей мебели, спрос смещается в сторону индивидуальных изделий, и в текущей рыночной конъюнктуре в фаворе находятся компании, которые готовы разрабатывать, проектировать и производить мебельные изделия под каждый конкретный проект, задействуя собственные производственные мощности. В данном случае мы чувствуем себя довольно комфортно, так как загодя занялись созданием и подготовкой собственной производственной площадки полного цикла, и сейчас способны подстраиваться под самые разные запросы заказчиков и комплектовать офисные пространства заказчиков не только готовыми решениями от брендов, но и собственной продукцией, создание и производство которой налажено благодаря нашим компетенциям в плане проектирования, а также производства на собственной площадке.
Роман Еськин
компания RONA Group
Год на фабрике РОНА прошёл под знаком развития. На фоне полной загрузки цеха нестандартными проектами, параллельно запустили производство серийной мебели. Для этого пришлось в августе переехать в новый большой цех, построить ещё один покрасочный участок и закупить линию высокопроизводительных станков с ЧПУ. Радует, что наши австрийские и итальянские поставщики оборудования выполнили свои обязательства в полном объёме.
Офис WAMGROUP, реализованный при участии RONA Group
В целом, работы много. Мы этому не удивляемся и с уходом некоторых компаний с рынка не связываем. В этом году нам исполнилось 15 лет, поэтому, скорее, это закономерный итог отношения всей команды к выбранной профессии. Хочется отдельно отметить возросшее мастерство инженеров конструкторского бюро РОНА, благодаря их опыту мы берёмся за разработку и реализацию высокобюджетных и объёмных проектов высокой сложности.
Каких-то радикальных изменений в предпочтениях заказчиков мы не заметили. Если говорить об общих тенденциях при выборе материалов в зависимости от направления в бизнесе, то прослеживаются такие сочетания: коворкинги - шлифованная фанера и металл, банки – ламинированные корпуса и фасады в эмали, санузлы в отелях – искусственный камень и нержавейка, рестораны – массив и шпон дерева, бизнес-центры – шпон и стекло.
Отметили, что более пристальное внимание в зонах ресепшен дизайнеры стали уделять потолкам, которые всё чаще появляются в зоне нашей ответственности и выполняются в мебельных материалах с огнеупорными свойствами.
Можно сказать, что государство в прошлом году нас тоже поддержало – через тендер получили большой заказ на изготовление и поставку мебели в отремонтированное здание Института Генплана Москвы, на 2-й Брестской улице. Значит, страна живёт, и мы вместе с ней, несмотря на новые вызовы.