Tetra Pak – крупнейший в мире производитель оборудования и упаковки для пищевых продуктов, работающий более чем в 170 странах мира. Компания является частью швейцарского концерна Tetra Laval. Штаб-квартиры расположены в Лунде (Швеция) и Лозанне (Швейцария).
Бизнес-задача
Полномасштабная реконструкция московского офиса: замена устаревших инженерных систем и освещения, перепланировка, ставшая первым шагом на пути к реализации концепции activity based office, к которой движется компания на глобальном уровне.
Организация пространства
Компании принадлежит трехэтажное здание на ул. Вильгельма Пика. Оно было построено к Олимпиаде-80 и роль офиса стало выполнять только с момента заселения сюда компании Tetra Pak более десяти лет назад. Центральное ядро здания – лестница, связывающая все этажи. Для удобства перемещения сотрудников лестничные пролеты были маркированы цифрами.
Практически все три этажа имеют типовую планировку: часть этажа занимает open-space с отдельными блоками кабинетов руководителей и переговорными. Единственная разница в том, что на последнем этаже находится еще и представительский VIP-офис, где работает глава российского подразделения компании и его заместители. На втором этаже располагается столовая для всех сотрудников.
Главная перемена в обновленном офисе – практически полное отсутствие кабинетов, которые доминировали до этого. Основным рабочим местом руководителей стал open-space. При этом кабинеты сохранились, но они по большей части выполняют роль переговорных комнат. Изначально планировалось, что в офисе будут только hot desks, но в ходе реконструкции решено было оставить фиксированные рабочие места, при этом в дизайн-проекте заложена возможность увеличения штата сотрудников.
Вместо кабинетов в офисе стало много коммуникационных зон: большие переговорные для проведения видеоконференций, зона неформального общения, зона brainstorm, камерные переговорные и телефонные кабинки. Кроме того, на каждом этаже добавили большие кофе-зоны рядом с копировальными – это те места, где сотрудники чаще всего пересекаются, а потому они являются отличными местами для общения. Таким образом в реконструированном офисе появилась возможность работать в любой точке офиса в нужном сценарии (activity based). Все решения технически поддержаны в том числе за счет электронной системы бронирования переговорных и комфортной акустической среды.
Дизайн-идея
Грамотная геометрия упаковок Tetra Pak снискала в свое время одобрение со стороны Нильса Бора. «Еще ни разу в истории человечества математическая идея не находила столь удачного практического воплощения», – говорил он. В свою очередь архитекторы удачно воплотили эту идею в пространстве, условно назвав свой дизайн-проект «из плоскости – в объем».
Объем начинается с графики на колоннах, которая представляет собой стилизованные развертки упаковок Tetra Pak. Эту тему развивают стеклянные перегородки, часть которых выполнена под углом и скошена, часть имеет матирование, отражающее динамику бренда Tetra Pak. Необычное решение предложено для напольного покрытия: объемный рисунок иллюстрирует падающую тень от перегородки, причем если бы эта перегородка была не прямой, а изломанной, как фирменная упаковка компании. Рисунок на потолке повторяет сложную геометрию.
Офис, выдержанный по желанию заказчика в традициях скандинавского минимализма, благодаря оригинальной дизайн-идее не кажется скучным и удачно интерпретирует в интерьере основную деятельность компании. Немного тепла в холодный нордический интерьер привносят элементы из дерева – ставни в столовой, «коробки» в зоне ожидания, стойка ресепшн.
София Ткач
Архитектор, ABD architects
Всегда проще делать проект с нуля, реконструировать – гораздо сложнее. Прежде чем начать работу, мы проводили фокус-группы, на которых выясняли, что не устраивает сотрудников в старом офисе. Но самым сложным оказалась не проработка и реализация новой дизайн-идеи, а ее переосмысление в ходе проекта. Изначально клиент хотел сохранить светильники и мебель, но затем вошел во вкус – в результате поменяли почти все. Добавьте к смене концепции и технического решения и то, что в здание совершенно не рассчитанном под офис, требовалось провести полную замену инженерных систем, поэтому возникли проблемы с разводкой. Работа в офисе на время реконструкции не останавливалась ни на один день: проект делали в четыре этапа, поэтажно. Работы длились в течение девяти месяцев.
Сергей Пахомов
Финансовый директор Tetra Pak в России, Украине, Белоруссии, Средней Азии
Начавшись с идеи обновленного дизайна офиса, проект закончился как принципиально новый способ успешной работы и эффективного взаимодействия в офисном пространстве. Все пришлось вывернуть буквально наизнанку. И теперь наш офис не узнать! Секрет наш прост: прислушайтесь к своим сотрудникам, посоветуйтесь с профессионалами и не жалейте времени на подготовку – тогда результат не заставит долго ждать. Но серьезные изменения требуют такой же серьезной вовлеченности. Поэтому с самого начала мы постарались вовлечь все команду менеджмента, которая впоследствии стала настоящим проводником изменений. И, конечно, коммуникация, коммуникация и еще раз коммуникация.Помимо этого, наш опыт лишний раз доказывает, что работа с лидерами рынка позволяет достичь выдающихся результатов. Планировка и дизайн офисного пространства, высокое исполнение ремонта, качество освещения и вентиляции, гибкое мебельное решение – все говорит само за себя! Мы получили совершенно новый и современный офис, которым гордимся.
Проект-номинант премии Best Office Awards 2017!
Приобрести билеты на церемонию награждения Best Office Awards по специальной цене
Зарегистрироваться на форум Business & Design Dialogue 2017