Известная фармацевтическая компания приняла решение сгруппировать свои отделения, разбросанные по всей Москве, в одном большом офисе. Чтобы объединить всех сотрудников, которые раньше находились обособленно друг от друга, в единую команду, было принято решение отказаться от традиционной кабинетной планировки в пользу планировки открытого типа ("open space"). Руководство компании стремилось к тому, чтобы такой переход прошел максимально безболезненно для сотрудников.
Приемная для посетителей, по замыслу архитекторов, должна была соответствовать девизу компании «Обещание жизни», и производить впечатление светлого, радостного пространства. Ощущение легкости достигается за счет сочетания белого цвета стен и стойки рецепции со светлой деревянной отделкой потолка, стен и пола. Некоторые детали оформления входной зоны: светильник в форме амебы, узор на стеклянной перегородке в виде стилизованных бензольных колец - должны намекать на деятельность фармацевтической компании, связанную и с химией, и с биологией.
Зеркала вдоль одной из стен приемной отражают офисные помещения с большими окнами, видимые через прозрачные стеклянные перегородки напротив. Благодаря этому нехитрому фокусу пространство приемной зрительно значительно увеличивается.
Справа от стойки ресепшн, за стеклянной перегородкой, расположена неформальная зона - collaboration area, но правильнее было бы назвать ее «гостиной». Здесь в распоряжение сотрудников предоставлено значительное пространство для общения в течение рабочего дня. Каждый может выбрать себе место по вкусу: для небольшой компании приятелей - мягкие диваны, для нескольких подруг, желающих обсудить последние новости, компактные кабинеты, для молодежи - удобные пуфики на полу, для любителей одиночества - стол у окна с индивидуальной розеткой для ноутбука. Каждое место оснащено своим собственным светильником, который создает атмосферу домашнего уюта.
В офисе нет специальной VIP-зоны для топ-менеджеров. Небольшие кабинеты руководителей, отделенные стеклянными перегородками, расположены вдоль фасада здания. Они просты по оформлению и оснащены той же мебелью, что и места рядовых сотрудников, что свидетельствует о высокой степени демократичности руководства компании.
Открытые рабочие зоны размещены в центре этажа. Небольшие перегородки и шкафы с декоративными растениями в высоких кашпо зрительно дробят открытое пространство на так называемые "рабочие группы". Потолок с высокими звукопоглощающими свойствами создает максимально комфортную обстановку для работы.
Большое внимание было уделено вопросу освещения. Чтобы смягчить монотонность открытого рабочего пространства, архитекторы сознательно отказались от единого типового решения. Для каждого пространства выбран свой тип светильников прямого и отраженного света, который является самым комфортным вариантом освещения рабочих зон.
Входная зона, которая предназначена только для сотрудников, не менее эффектна, чем приемная для посетителей. Стены помещений справа и слева от входа имеют оригинальный дизайн. Они выполнены из гипсокартона, на который наклеены белые фигурные полосы из МДФ со вставками из зеркала. В сочетании с ярко-зеленой мягкой мебелью и сочной листвой декоративных растений это помещение смотрится очень необычно и у любителей фантастики вызывает ассоциации с интерьером космического корабля.
Еще один прием, позволивший смягчить переход к открытой системе планировки - комнатки для телефонных переговоров. Небольшие «будки» равномерно разбросаны по всей рабочей зоне, так что сотрудники имеют равный доступ к ним. Кроме них, предусмотрены так называемые «quiet rooms» - небольшие закрытые кабинеты для 2-3 человек.
Забота о сотрудниках, их физическом и психологическом комфорте - недвусмысленно заявлена в офисе компании Abbott. И это тоже способ трансляции корпоративных ценностей, причем очень эффективный. Такая расстановка приоритетов, способна гораздо больше поднять престиж брэнда, чем дорогая VIP-зона.
Денис Лобанов
Глава бюро "OFFICEPROJECT"
"Проектирование - коллективный процесс. Архитектор может добиться максимального результата только в процессе конструктивного общения заказчиком. Работа в данном случае шла в атмосфере полного взаимопонимания. Несмотря на то, что компания имеет широкую международную сеть представительств и многие проектные решения утверждались на уровне головного офиса, никакого диктата корпоративного стиля не было. Пожелания были очень простые и понятные: функциональный, эффективно организованный уютный офис, комфортный прежде всего для сотрудников, плюс жесткие ограничения по бюджету. Чтобы повысить качество рабочего пространства мы сразу предложили создать дополнительные функциональные зоны, позволяющие сотрудникам на время "отрываться" от open space и тем самым минимизировать стресс от переезда вообще и от перехода от кабинетной системы к открытому пространству в частности. Заказчик воспринял идею с энтузиазмом, что и стало залогом успеха."