«ТАИФ» — крупный российский промышленно-инвестиционный холдинг со штаб-квартирой в Казани. Основные направления деятельности: нефтегазохимия, энергетика и инвестиционно-финансовые услуги.
Бизнес-задача
При проектировании интерьеров нового делового комплекса компании нужно было учитывать симпатию заказчика к модернистской архитектуре, при этом в интерьерах предпочтение отдается не хай-теку, а классике. Нужно было объединить эти два подхода, чтобы элементы классического дизайна не противоречили современным планировкам. Архитекторы постарались корректно и ненавязчиво интегрировать классические детали в свободные, перетекающие и многоуровневые пространства.
Организация пространства
Прежде всего, данный проект включает в себя так называемые имиджевые зоны, то есть те помещения, в которых могут оказаться гости компании. К ним относятся выходящие в атриум кабинеты генералитета, конференц-зал на втором этаже, примыкающие к нему рекреационные пространства, три VIP-ресторана (один из них - с выходом на террасу), а также столовая для всех сотрудников комплекса на первом этаже.
Географически комплекс занимает удачное положение. Из кабинетов руководителей компании, из VIP-ресторанов и практически всех помещений открываются эффектные панорамы. Один из лучших видов открывается с открытой террасы, попасть на которую можно из ресторана на шестом этаже. Здесь архитекторы предусмотрели довольно широкий козырек, столешницы с подсветкой и любопытный арт-объект. Речь идет об участке террасы, на который были выведены коммуникации здания. Эти трубы оградили, покрасили и сделали центром всей композиции – получился некий «мини-завод», символ производственных мощностей компании.
Дизайн-идея
Внешний вид этого комплекса и его современные планировки не позволяли сделать интерьеры классическими в полном смысле этого слова. Важно сохранить перекличку внешнего образа и внутреннего содержания. Своим вниманием архитекторы не обошли и национальную айдентику в ажурном орнаменте латунных балясин ограждений атриума нашла свое отражение татарская орнаментика.
В цветовой палитре не прямо, а больше в качестве намека отразилась существующая и во многом стереотипная культурно-ментальная привязанность к зеленому цвету. Однако более уместно говорить о миксе благородных, спокойных цветов и их природных оттенков. При этом в разных помещениях цветовые акценты разные. Также на общей цветовой гамме естественным образом отразилось использование натуральных материалов.
В атриуме наглядно отображается решение архитекторов корректным образом сочетать классические элементы с хай-теком, здоровый консерватизм с современной архитектурой. Добиться этого удалось, в том числе, за счет использования наиболее подходящих под поставленные задачи материалов: если металл, то натуральная латунь, а не композит, если дерево – то дуб, камень – оникс и так далее. Для освещения атриума используются дизайнерские круглые светильники в зенитных фонарях , внешняя поверхность которых выполнена из натуральной кожи.
Самая сложная работа с ониксом представлена в кабинете генерального директора. Двух похожих друг на друга камней не существует, а для архитекторов важно было добиться единого цветового и стилистического звучания. В итоге решено было остановиться на желтом камне с серыми прожилками, который максимально эффектно смотрится как при искусственном, так и при естественном освещении. Оникс здесь интегрирован не только в стены, но и в пол.
При разработке дизайн-проекта интерьера кабинета генерального дитектора архитекторы отталкивались от мебели бренда R. А. Мobili. В других кабинетах представлена не только офисная мебель этой компании, но также мебель, выполненная по индивидуальным эскизам, в том числе, фирмами Florence Collection и Tempora. Общее количество поставщиков в этом проекте исчисляется десятками. В VIP- ресторане на втором этаже обращает на себя внимание не только барная стойка из оникса, но и гигантских размеров составной и очень тяжелый стол с резными ножками. Поднимать его на этаж пришлось при помощи подъемного крана.
Системы интерьерного освещения разрабатывались компанией Fashion Light. Многие светильники и люстры были выполнены по индивидуальным эскизам. В частности, образ длинной и волнообразной люстры в ресторане на шестом этаже был вдохновлен работами Карима Рашида.
Технологии и материалы
Системы удаленного доступа, инфракрасное отопление, противодымные шторы и многие другие элементы – всё это необходимо было интегрировать в дизайн-проект; развести коммуникации так, чтобы они друг другу не мешали, разместить их в потолочном пространстве, чтобы не потерять высоту помещений и сохранить их эстетику.
Отдельного внимания в этом смысле заслуживают конференц-зал, а также зал для переговоров, во всю длину которого располагается стол, выполненный фабрикой Tempora. Рабочая поверхность этого стола обтянута кожей, при этом он сам начинен разнообразной техникой, необходимой для совещаний, брифингов и других мероприятий. Для того чтобы специалисты технических служб могли по необходимости получить непосредственный доступ к этой оборудованию, конструкция предусматривает легкое снятие панели в торце стола. В этом зале для переговоров предусмотрены дополнительные места для делегатов и приглашенных спикеров, над которыми архитекторы разместили параметрическую конструкцию, призванную нивелировать эффект не очень высоких потолков. Конференц-зал на 270 человек тоже технически оснащен. При этом архитекторы постарались интегрировать всю технику в мебель, в настенные и потолочные панели так, чтобы не разрушить цельный образ самого большого помещения комплекса.
Елена Валеева
заместитель генерального директора «Татинвестгражданоекта» по дизайну архитектурной среды
Один из принципов моей работы заключается в том, чтобы стоять на страже интересов заказчика. Дизайнер заканчивает свою работу и уходит с объекта, а заказчику в этом здании жить. Разумеется, такой подход не исключает тщательного обсуждения всех спорных вопросов. И могу сказать, что в случае с компанией «ТАИФ» вопросы решались четко, а сама работа проходила в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.
Проект-номинант Best Office Awards 2022!