Примечательно, что этот офис в каком то смысле является возвращением к истокам совместной работы архитектурной мастерской za bor и крупнейшей российской интернет-компании «Яндекс». Первый питерский Яндекс, разработанный бюро, находится в этом же здании по Свердловской Набережной 44 в Санкт-Петербурге, на этаж ниже. В 2008 г. он стал яркой премьерой и получил несколько наград.
Спустя четыре года мастерская za bor и «Яндекс» решили повторить этот успех, но в большем масштабе - «Яндекс» II Санкт-Петербург почти в два раза больше своего предшественника - он занимает весь 5-ый этаж здания и вытянулся на 200 метров (его площадь 3310 кв. м). Но размер это еще не все, клиенты хотели видеть «экстраординарный офис, непохожий ни на один другой».
Архитекторы проекта Пётр Зайцев и Арсений Борисенко решили использовать коридорно-кабинетную систему, расположив вдоль коридора переговорные-«ячейки», рабочие зоны и разные необычные объекты, которые, впрочем, вполне функциональны. В итоге гости оказываются буквально внутри сервисов «Яндекса»: на стойке рецепции их встречает привычная кнопка «Найти» и неизменная желтая поисковая строка (неформальный логотип «Яндекса» и самая крупная деталь сайта).
Следуя по коридорам, можно видеть знакомые поля для ввода логина и пароля для почты, и на каждом шагу встречается символика и привычные пиктограммы сервисов «Яндекса». Их, правда, не всегда легко узнать, так как миниатюрные пиксельные иконки, превратились в многометровые объемные объекты.
Наличие большого числа формальный и неформальных мест для переговоров, двух лекториев и прекрасно укомплектованных системами Herman Miller и Walter Knoll рабочих мест, делает этот офис местом притяжения, завораживающим гостей и вне сомнений делающих работу в нем, если и не праздником, то по крайней мере весьма увлекательным времяпрепровождением.
Гости офиса получают уникальный опыт, одновременно оказываясь в "живом" пространстве, трансформированном волей архитекторов их двухмерного в трехмерное, и наблюдая пиксельные объекты выросшими до гигантских размеров. Таким образом осуществляется погружение гостей и сотрудников офиса внутрь сервисов «Яндекса», c которыми они привыкли взаимодействовать исключительно на плоскости экрана. Именно поэтому миниатюрные «иконки», выросшие до исполинских размеров, бьются на крупные объемные «пиксели», образующие поверхность стен. Яркие цвета помогают навигации м превращают бесконечный коридор в увлекательное путешествие.
Использование тканей для зонирования - уже традиционный прием, отличающий все решения офисов "Яндекс". В театральном Санкт-Петербурге этот элемент приобретает особое значение.
Проект, естественно, получился довольно сложным, прежде всего потому, что такого никого раньше не делал, не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Поэтому многие решения принимались по месту, во время авторских надзоров. Причем сложности вызвали не объемные объекты - изготовлявшиеся преимущественно по технологиям применяемым в создании рекламных конструкций (их каркасы заполнены пенополистиролом, они соответствуют всем нормам пожарной и экологической безопасности), а например, потолок, набранный из оригинальных «ламелей», которые было крайне сложно монтировать.
Так как обычно в офисах «Яндекса» работа идет в круглосуточном режиме, проектом была предусмотрена, хорошо развитая рекреация. Поэтому помимо рабочих зон и кабинетов, в офисе имеется спортзал, столовая, душевые, несколько кофе-пойнтов.
Если говорить о функциональности, многие крупные элементы, только на первый взгляд кажутся декоративными. Так, например, спирали служат зонирующими элементами отделяя зоны неформального общения от коридора; в часах-«медузе» отлитых из полимера, прячется станция сетевых принтеров и тд.
Текст и фотографии предоставлены pr-службой арх. бюро za bor.
Проект принимает участие в Best Office Awards 2013!