Эксперты Officenext подвели итоги года и обозначили тренды офисного рынка на 2025 год.
В Москве прошел междисциплинарный форум Next Point «Офисы 2025: стратегии и решения», организованный порталом Officenext. Мероприятие состоялось при поддержке компании Б1, партнерами деловой программы выступили Healthy Office и Инфосистемы Джет.
Все фотографии форума Next Point
В этом году ярко проявился тренд на «человекоцентричность». Крупные компании все больше внимания уделяют своим сотрудникам, делая акцент на комфорте и сервисе для персонала с целью удержания и привлечения квалифицированных кадров. Кадровый дефицит станет одним из главных вызовов для бизнеса в 2025 году, отметил Руслан Кубрава (KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™), ссылаясь на исследование портала SuperJob, поэтому тренд сохранится. Компании по-разному следуют актуальной тенденции. Некоторые включают в офисную жизнь спорт, досуг, развлечения и культурные мероприятия. Анна Долгова (Авито) рассказала о возможности празднования дней рождения в офисе вне рабочего времени и создании специальных мест для отдыха сотрудников, включая биофильные пространства и спортивные залы. Ольга Носаль (Healthy Office) также подчеркнула, что 60–75 минут умеренной активности в день в офисе компенсируют вред от долгого сидения. Другие компании делают акцент на развитии комьюнити. Яндекс, например, выходит за пределы офиса. Анна Кондратеня (Яндекс) описала концепцию интеграции офисов компании в городскую среду с созданием общественных пространств, привлекающих жителей и способствующих развитию сообщества.
Реализация крупных проектов требует больших затрат. Денис Кувшинников (ABD Architects) представил аналитические данные, согласно которым стоимость квадратного метра высококлассной отделки достигает 300 тыс. рублей. Юлия Бабяк (Газпром нефть) и Екатерина Евтушенко (СберБанк) подчеркнули, что корпорации предпочитают не воплощать свои региональные проекты на таком же уровне, как столичные. Для улучшения комфорта сотрудников в регионах используются простые конструктивные и архитектурно-планировочные решения, которые легко реализовать. Крупные технологические компании также активно рассматривают предложения региональных коворкингов, отмечает Алексей Ким (Ozon).
Эксперты отмечают, что главная цель — не предоставить регионалам максимальное количество сервисов, которые не будут востребованы, а оптимизировать местоположение так, чтобы дорога до работы занимала минимум времени, и индексировать зарплаты.
Дмитрий Коптельцев (Холдинг Т1) подтвердил, что некоторые технологии в офисах не приносят видимой пользы, например смарт-стекла и планшетные системы управления, так как сотрудники ими не пользуются, даже в столичных регионах. Анастасия Дегтярева (Технология доверия) наоборот рассказала об активном использовании всех технологий в офисе, включая Face ID и мобильное приложение для бронирования рабочих мест, переговорных и заказа еды в кафе. Компании обладают разным уровнем цифровой грамотности и вовлеченности в процесс использования новых технологий, однако технологический прогресс неизбежен, так как является драйвером рынка.
Растет число геораспределенных команд, что создает дополнительные сложности в рабочих процессах, и технологии должны помогать справляться, уверен Яков Шапиро (Инфосистемы Джет). Он также обратил внимание на то, что ИТ-компании переводят сотрудников из удаленного режима работы обратно в офисы, несмотря на сохраняющийся спрос на гибридный формат работы. Важно найти оптимальный баланс между этими подходами, учитывая уникальные потребности каждого сотрудника и обеспечивая благоприятные условия для успешной работы каждого. Технологии могут значительно облегчить этот процесс. Татиана Амелюшкина (МегаФон) рассказала, как в компании автоматизировали процессы управления портфелем недвижимости, оптимизировав трудозатраты и переключив сотрудников на более творческие задачи. Александр Носовский (Группа Ренессанс Страхование) рассказал, как в компании провели цифровую трансформацию процессов арендных отношений по всей России, исключив проблемы с освоением и прогнозированием бюджета.
На рынке сохраняется высокий уровень спроса офисных площадей. Объем сделок в классических офисах повторил рекорд 2023 года и составил 1,95 млн кв. м, рассказала Екатерина Белова (IBC Real Estate). При этом объем сделок в сервисных офисах также достиг рекордного значения в 2024 г. – 15 тыс. рабочих мест. Операторы сервисных пространств являются трендсеттерами рынка, заметила Елизавета Голышева (Pridex Spaces). В то же время, по экспертной оценке, проекты, которые реализуются сейчас, будут иметь более длительный жизненный цикл, а обновление рабочих мест станет трендом.
Елена Ситдикова
руководитель деловой программы форумов Officenext
Актуальной задачей остается найти здоровый баланс между потребностями сотрудников и возможностями компании. Сегодня компании стремятся создать комфортную рабочую среду с минимальными затратами. Тенденция показывает, что проекты, которые реализуются сейчас, будут иметь более длительный жизненный цикл, а обновление рабочих мест станет трендом.
Модераторами сессий выступили Наталья Филатова (BK), Богдан Ватулин (СберБанк), Маргарита Шамаева (МТС digital).