Спрос на офисы на максимуме

Спрос на офисы на максимуме

По итогам 2023 года, рынок коммерческой недвижимости достиг своего пика. Спрос на аренду и продажу офисов находится на рекордно высоком уровне. Наблюдается нехватка свободных площадей, в том числе крупных блоков. Остается вопрос: сохранятся ли эти показатели в ближайшей перспективе, или рынок претерпит кардинальные изменения?

Ведущие девелоперы и игроки рынка fit-out встретились на форуме Next Point от Officenext в пространстве Multispace 9 февраля 2024 года, чтобы обсудить тренды и адаптировать свои стратегии под новые реалии.

Видеозапись сессий

Полный фотоотчет

АКЦЕНТ НА ПРОДАЖУ

Компаниям, планирующим переезд, стоит поторопиться. По прогнозам Екатерины Ногай, IBC Real Estate, в 2024 году планируется ввести в эксплуатацию 607 тысяч кв. м новых офисных площадей. Однако, уже сейчас реализовано 74% от этого объема, также заняты 56% всего объема площадей, предусмотренного к вводу до 2026 года. Наибольшим спросом пользуются объекты класса А, площади за пределами ТТК и офисы менее 1000 кв. м.

Елена Акатова из NF Group добавляет, что на рынок девелопмента приходят новые игроки, среди которых преобладают застройщики из жилого сегмента. Они заинтересованы в получении льгот за счет создания мест приложения труда. Акатова отметила, что на ближайшие 5 лет более 70% всех офисных площадей предполагается к продаже. Только 6% будут сдаваться в аренду. Основными покупателями выступают крупные компании, которые составляют 40%, и инвесторы – 60%.

КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ БЦ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АРЕНДАТОРОВ

Алексей Санду, АРХИСТРА, предлагает проектировать трансформируемые типовые этажи с учетом тренда на аренду небольших блоков. Бизнес-центры должны создавать пространства для отдыха и физической активности, обеспечивать доступ к услугам и инфраструктуре через мобильные приложения, говорит Анна Филиппова PRIDEX Spaces | Multispace.

Виктория Васильева, STONE, отмечает важность создания многофункциональных пространств внутри БЦ для всех резидентов. Светлана Мазур, ГК «Галс-Девелопмент», главным трендом называет востребованность экологически устойчивых и эффективных офисов с отделкой. Эксперты подчеркивают важность обеспеченности воздухом из расчета площади на рабочее место.

Ильфат Галеев, «ЛУН-Инвест», уточнил, что норма площади на рабочее место составляет сегодня 6 кв.м против 10 кв.м, существующей во многих бизнес-центрах.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ FIT-OUT ПРОЕКТОВ. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

В 2024 году, по данным Nikoliers, запланирован ввод 400 тыс. кв. м площадей без отделки. Особое внимание при заказе услуг fit-out следует уделять качеству воздуха, акустики и мебели, говорит Анна Дыханова из Adetail. Совместное исследование Adetail и HeadHunter показало, что именно эти показатели остаются в топе жалоб в офисах.

Ольга Титова из Saint-Gobain (Ecophon) отметила, что акустический комфорт игнорируется в кабинетах руководителей, небольших переговорных и столовых, в то время как при правильном акустическом оформлении столовая может использоваться как конференц-зал.

Михаил Каплун из CORE.XP и Илья Чистяков из ABD architects указали на изменения на рынке мебели, основываясь на данных Гида по стоимости отделки офисов. Отмечается снижение цен на мебель российского и белорусского производства на 35% с 2022 года, а также снижение цен на средний и высокий сегменты на 16%. Выбыли страны-производители Прибалтики и Восточной Европы, их заменили Турция и Китай.

Снежана Чжан из Sunon, крупнейшего китайского производителя мебели, сообщила, что компания готова поставлять свою продукцию в Россию железнодорожным транспортом в течение 65-75 дней, а автоперевозками – за 55-65 дней.

Семен Латута из Совкомбанка рассказал о том, как компания использует кастомизированный дизайн при оформлении офисов. Компания ориентирована на максимальное производство товаров внутри России и стремится к максимальной независимости от иностранных производителей, что отвечает потребностям банка. Латута говорит, что при их масштабах отделки кастомизированное производство оказывается в три раза дешевле, чем покупка готовых предметов. Изделия на заказ, созданные для одного проекта, затем становятся серийными для последующих. Продукцию удобно хранить на складах, что позволяет бесперебойно обеспечивать высокий уровень комфорта для сотрудников.

По данным NF Group, в структуре арендаторов и заказчиков большую долю сегодня занимают корпорации и компании с госучастием. Успешным примером реализации проекта по схеме design & build стала реновация здания госструктуры, над проектом которой работала команда Start Office. Специалисты создали комфортную рабочую среду, используя современные отделочные материалы и инженерные системы.

Что дальше?

Бизнес-центры и рынок fit-out претерпевают изменения в ответ на новые требования арендаторов и покупателей.

Officenext открыл год, отметив ключевые тренды, и продолжает следить за рынком. Вас ждут новые проекты, дискуссии и обсуждения тем, связанных с рабочими пространствами, отделкой офисов, штаб-квартирами для крупнейших клиентов, а также развитием рынка жилой и гостиничной недвижимости на майском форуме Business & Design Dialogue. Мероприятие состоится 30 и 31 мая 2024 года в Москве, на площадке MTC Live Hall.

Регистрируйтесь и будьте в курсе!

Подробная программа форума